Шапку Мономаха сделали трехцветной: биологи разрабатывают «цветовой код» для реставраторов

Появится каталог материалов, поражаемых микроорганизмами-деструкторами, а также средств и способов борьбы с ними

Микроорганизмы – невидимые враги, способные разрушить даже самые величественные памятники архитектуры и изящные произведения искусства. Они не щадят ни красок на холсте, ни древних фресок, ни даже камня и металла. Ученые из ФИЦ Биотехнологии РАН нашли способ помочь реставраторам – они приступили к созданию уникального, обновляющегося каталога типов материалов произведений искусства, их биопоражений и средств борьбы с ними. Новая система будет также снабжена цветными метками для более удобного поиска нужных разделов. 

Появится каталог материалов, поражаемых микроорганизмами-деструкторами, а также средств и способов борьбы с ними
Цветовой код искусства. Рисунок предоставлен ФИЦ Биотехнологии РАН

Безусловно, опытные реставраторы знают, чем «лечить» древние иконы, картины, скульптуры, – всевозможный перечень фунгицидов и антибиотиков для разных материалов наверняка есть в технических регламентах. Однако всем известно, что при хранении произведений искусства могут меняться условия, а у бактерий и грибов периодически может возникать резистентность (устойчивость) к тем или иным видам антибактериальных препаратов, применяемых на протяжении длительного времени.

На этот случай и задумано создание нового электронного каталога, где биологи, пристально наблюдающие за поведением микроорганизмов, будут своевременно обновлять информацию по эффективным биоцидам. 

Для лучшего же запоминания все разновидности произведений искусства – от икон до скульптур – будут промаркированы разноцветными метками в зависимости от материалов, из которых они созданы. Круговые пиктограммы, раскрашенные в разные цвета, будут указывать, в каких условиях должен храниться или транспортироваться памятник старины, а также какие средства должны использоваться реставраторами для его восстановления в случае «болезни».

Так, для обозначения неорганических материалов были использованы следующие цвета: для камня – серый, для металла – хаки, для стекла – зеленый, для глины – голубой. Таким образом, каменные храмы, скульптуры, гравюры, ювелирные украшения, мозаичное стекло, керамическая посуда и другие предметы из неорганических материалов могут быть отнесены к соответствующему цвету и обозначены (например, в каталоге) нужной цветовой пиктограммой.

Для органических материалов применены фиолетовый, красный и коричневый цвета. Так, например, кожаные изделия и украшения из кости будут соответствовать фиолетовому цвету, холсты, церковные облачения, бинты для бальзамирования мумий (все это материал – ткань) будут иметь обозначение красным цветом, а объекты из дерева, например, деревянные скульптуры, иконы, книги, пергамент, – отнесены к коричневому цвету.

Примеры пиктограмм. Рисунок предоставлен ФИЦ Биотехнологии РАН

Для художественных материалов, которые могут содержать неорганические и органические компоненты (масляные, темперные краски, акварель, пластификаторы, олифы, лаки и т. п.), ученые ввели золотой цвет.

«Цветные метки – как дорожные знаки для реставраторов и музейных работников, –  поясняет первый автор разработки, кандидат биологических наук, научный сотрудник группы генетической инженерии грибов Дарья Авданина. –  Они помогут быстро сориентироваться и выбрать правильный путь для сохранения хрупкой красоты».

По словам биолога, для объекта культурного наследия, состоящего из одного материала, будет использоваться одна круговая пиктограмма, состоящая из одного цвета, присвоенного соответствующему материалу. Объектам культурного наследия, состоящим из нескольких материалов, – сразу несколько пиктограмм разных цветов. Например, для шапки Мономаха будет использована пиктограмма из трех цветов: серый (драгоценные камни), хаки (золото) и фиолетовый (мех).

«В начале 2000-х был разработан цветовой (радужный) код для отраслей биотехнологии. Медицинскую биотехнологию назвали «красной», промышленную – «белой», биотехнологию ресурсов мирового океана – «синей» и т. д., – приводит аналогию соавтор разработки, кандидат биологических наук, руководитель группы генетической инженерии грибов Александр Жгун. – Такая классификация оказалась эффективной открытой платформой, позволяющей добавлять новые возникающие отрасли биотехнологии. Поскольку одно из основных направлений нашего научного подразделения связано с диагностикой и предотвращением биопоражения произведений живописи, по аналогии с цветовым кодом для отраслей биотехнологии мы разработали цветную платформу для объектов культурного наследия». 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру