Звездные ветры вновь задули от исчезнувшей звезды

Космический объект был зафиксирован в 1181 году, а затем потускнел

В 1181 году на небе в созвездии Кассиопеи появилась новая звезда, которую сейчас астрономы называют сверхновой. В течение 180 дней она была достаточно яркой, чтобы ее можно было увидеть, прежде чем исчезнуть на века. Когда звезду вновь открыли в 2021 году, ученые смогли понять, что произошло, и теперь, благодаря новым исследованиям, обнаружены новые потоки звездного ветра.

Космический объект был зафиксирован в 1181 году, а затем потускнел

Сверхновая — это звезда, в которой два белых карлика сталкиваются друг с другом. Белый карлик — это обнажившееся ядро звезды, подобной Солнцу, достигшее конца своей жизни. Столкновение должно было бы уничтожить их, превратив все в энергию, но вместо этого в результате образуется новый необычный белый карлик, который очень быстро вращается вокруг своей оси.

Команда исследователей провела несколько наблюдений за областью Pa 30 – так назывался остаток сверхновой, прежде чем получить новое название SNR 1181. Они обнаружили две ударные области вокруг объекта: старую, образовавшуюся после вспышки сверхновой, и более свежую.

Ожидается, что белые карлики, которые образуются в результате взрыва сверхновой, будут испускать звездный ветер, но команда не смогла определить источник более поздних толчков. Компьютерное моделирование объекта показывает, что за последние 20 или 30 лет звездный ветер снова усилился. Возможно, это связано с тем, что вещество, падающее на белого карлика, повышает его температуру и плотность выше порога, необходимого для возобновления горения.

«Если бы ветер начал дуть сразу после образования SNR 1181, мы не смогли бы воспроизвести наблюдаемый размер внутренней ударной области. Однако, рассматривая время начала ветра как переменную, нам удалось точно объяснить все наблюдаемые особенности SNR 1181 и разгадать загадочные свойства этого высокоскоростного ветра. Мы также смогли одновременно отследить временную эволюцию каждой ударной области, используя численные расчеты», — поясняет астроном Такатоши Ко.

О появлении сверхновой сообщается впервые в отчете о войне Гэнпэй в Японии (1180–85) под названием «Адзума Кагами». Конфликт привел к установлению сегуната, и в этом документе рассказывалось не только о важных событиях, но и о повседневных происшествиях, включая появление новой звезды в созвездии Кассиопеи.

«В исторических источниках Японии, Китая и Кореи есть много упоминаний об этой временно погасшей звезде. На пике своей яркости звезда была сравнима с Сатурном. Она оставалась видимой невооруженным глазом около 180 дней, пока постепенно не исчезла из виду. Остатки взрыва SN 1181 сейчас очень старые, поэтому их трудно найти», — заключает Ко.

Теперь команда проведет дополнительные наблюдения за SNR 1181 с помощью различных типов телескопов, чтобы лучше понять его поведение и в идеале подтвердить то, что предполагает моделирование: эта мертвая звезда переживает возрождение.