Новую страну чудес обнаружили глубоко в океане в считавшемся непримечательным месте

Невероятная гидротермальная среда скрывалась в недрах вод

У побережья Шпицбергена в Норвегии, на глубине более 3 тысяч метров, вдоль подводного горного хребта Книповича, который ранее считался довольно непримечательным, расположено множество гидротермальных источников.

Невероятная гидротермальная среда скрывалась в недрах вод
Фото: nature.com

Ученые утверждают, что вулканическая активность под морским дном приводит к проникновению тепла, создавая очаги высокой температуры и химических реакций, где жизнь может процветать.

Обнаруженное поле размером не менее километра в длину и 200 метров в ширину было названо Йотул в честь великанов из скандинавской мифологии, которые живут под горами. В данном случае гиганты — это внутренние процессы Земли, высвобождающиеся через трещины на морском дне.

«Вода проникает на дно океана, где нагревается магмой. Затем перегретая вода поднимается обратно на морское дно через трещины и разломы, — объясняет морской геолог Герхард Борман. — По пути вверх жидкость обогащается минералами и материалами, растворенными в породах океанической коры. Эти жидкости часто просачиваются на морское дно через трубчатые каналы, называемые черными курильщиками, где затем осаждаются минералы, богатые металлами».

Поля гидротермальных источников являются одними из самых интересных мест в подводной среде для изучения. Обычно они находятся очень глубоко под поверхностью океана, так глубоко, что солнечный свет не может проникнуть сквозь огромный объем воды над ними.

На глубинах, где обнаружили невероятную среду, постоянно темно, очень холодно и царит сокрушительное давление. Она не совсем благоприятна для жизни, но гидротермальные источники действуют как странные оазисы. Минералы, просачивающиеся наружу и растворяющиеся в воде, создают основу для пищевой сети, основанной не на фотосинтезе, как у большинства организмов, живущих ближе к поверхности, а на хемосинтезе – использовании химических реакций для получения энергии, а не солнечного света.

Эти условия создают гораздо более динамичное и процветающее морское дно, чем можно было бы ожидать, и дают представление ученым о том, как может возникнуть жизнь в такой среде.

Поиск гидротермальных месторождений важен также для того, чтобы попытаться защитить биологическое разнообразие Земли и узнать больше о том, как оно функционирует, а также понять, как меняется с течением времени сама планета.

Месторождение Йотул расположено прямо на границе двух тектонических плит Земли, на так называемом медленно растекающемся хребте.

Ученые заметили признаки гидротермальной активности в этом регионе, поэтому они отправились на подводном аппарате с дистанционным управлением к горному хребту, чтобы посмотреть, смогут ли они найти ее источник.

Они опустили подводный аппарат MARUM-QUEST на морское дно более чем на 3 километра, где он сделал снимки и взял пробы воды. И там они обнаружили месторождение Йотул – обширный участок морского дна с потухшими и активными гидротермальными источниками и характерным мерцанием вулканического тепла, просачивающегося в воду.

«Гидротермальное месторождение Йотуль является первым, обнаруженным на 500-километровом хребте Книповича с ультрамедленным распространением, и оно имеет большое значение, поскольку представляет собой новое связующее звено между активными гидротермальными системами замка Локи на изгибе хребтов Монс и Книпович и гидротермальным полем Аврора на хребте Гаккель», — поясняют исследователи.

Кроме того, новое открытие может помочь лучше понять химический состав океана и то, как воды, из которых состоит наш мир, помогают циркулировать и распределять такие вещества, как углерод.