Одна женщина жила в страхе, когда ее муж начал в пьяном виде бить кулаком по ее машине и бросать в нее стеклянные бутылки, рассказывает Australian Associated Press. Другая женщина признала растущее насилие со стороны своего партнера, когда ее маленький сын неожиданно сказал незнакомцу: “Мой папа очень плохо обращается с моей мамой”. А когда еще одна женщина ехала по проселочной дороге, ее муж во время ссоры внезапно нажал на ручной тормоз.
Прошло более десяти лет с тех пор, как эти истории о домашнем насилии после лесных пожаров в штате Виктория в 2009 году, вызванных "черной субботой", были опубликованы в историческом исследовании, показывающем, что гендерное насилие усиливается после стихийного бедствия.
С тех пор, отмечает Australian Associated Press, исследования выявили резкие всплески бытового насилия во время засухи тысячелетия, во время карантинов из-за Covid-19 и после катастрофического наводнения на Северных реках Нового Южного Уэльса в 2022 году.
Согласно отчету о домашнем насилии в Новом Южном Уэльсе, опубликованному после стихийного бедствия, во время наводнения были отключены средства связи, что вынудило работников, работающих с пациентами, звонить женщинам с помощью маленьких антенн, прикрепленных к генераторам в их автомобилях.
“Это все как в зоне военных действий”, - отметил работник организации, борющейся против домашнего насилия, в своем заявлении на запрос парламента штата.
Но, несмотря на многолетнее накопление фактических данных, австралийские исследователи говорят, что политика в области климата и охраны окружающей среды по-прежнему не учитывает в полной мере те серьезные опасности, с которыми сталкиваются женщины во время и после стихийных бедствий.
По данным австралийской организации Women's Environmental Leadership, женщины в 14 раз чаще погибают в результате стихийных бедствий, и на их долю приходится 80% вынужденных переселенцев.
“Последствия не всегда одинаковы”, - сказала руководитель исследований организации Карла Паско Лихи. – Существует социальное неравенство, но женщины также находятся в неблагоприятном экономическом положении, и... когда наступает кризис, у них становится меньше безопасности и ресурсов, которыми они могут воспользоваться”.
Насилие в отношении женщин часто обостряется во время стихийных бедствий, потому что традиционные гендерные роли, как правило, становятся более укоренившимися, - говорится в докладе.
В то время как мужчины обычно выполняют роли, которые считаются героическими, например, спасают людей от наводнений, тушат пожары, проводят очистку и реконструкцию, женщины выполняют большую часть работы по уходу за больными.
Стив О'Мэлли, сотрудник службы экстренной помощи, рассказывает сотрудникам служб экстренного реагирования о том, как гендерные ожидания могут нормализовать насилие во время чрезвычайных ситуаций.
“Исследование показало, что виновниками насилия были мужчины, которые также принимали участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, поэтому было ощущение, что их следует простить, - говорит О'Мэлли. – Существует взаимосвязь между причинами насилия, которыми являются власть и выбор в пользу насилия, но общество простило это из–за того, через что пришлось пройти мужчинам”.
Он считает, что предотвращение гендерного насилия должно стать “основным направлением деятельности” сектора экстренной помощи, в котором часто доминируют мужчины.
Доктор Паско Лихи, возглавлявшая исследование женского лидерства, заявила, что в экологической политике необходимо учитывать гендерные аспекты, чтобы лучше защитить уязвимые группы населения от непропорциональных последствий стихийных бедствий.
“У нас есть потрясающие исследования в австралийском контексте, которые политики могут использовать, чтобы начать реагировать на это, - сказала она. – Это должно попасть в поле их зрения”.