В замороженном в вечной мерзлоте волке обнаружены доисторические живые бактерии

В России преступили к исследованию главного хищника ледникового периода

В России было проведено вскрытие доисторического волка, который более 44 тысяч лет пролежал в замороженном виде, как мороженое. Это позволило лучше понять его образ жизнь в качестве главного хищника ледникового периода.

В России преступили к исследованию главного хищника ледникового периода

Волк был обнаружен в 2021 году под слоем вечной мерзлоты толщиной около 40 метров на реке Тирехтях в Абыйском районе на Дальнем Востоке. Его тело было передано в Академию наук Республики Саха и с тех пор подверглось вскрытию учеными Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета и Европейского университета в Санкт-Петербурге.

В стерильных условиях команда разделала тушу и взяла образцы внутренних органов, а также содержимого желудочно-кишечного тракта. Изучив бактерии в кишечнике, можно было бы узнать о рационе питания волка и его здоровье.

«Его желудок сохранился в изолированном виде, в нем нет загрязнений, поэтому задача не из простых. В результате подготовки мы надеемся получить представление о биоте древнего плейстоцена. Это был активный и крупный хищник, у нас есть возможность выяснить, чем он питался. Кроме того, предметы, которые употребляли в пищу его жертвы, также попадали в его желудок», — заявил заведующего отделом изучения мамонтовой фауны Академии наук Якутии Альберт Протопопов.

Заведующий лабораторией Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета Максим Чепрасов добавил, что они «отобрали один зуб премоляра, чтобы определить биологический возраст находки. Судя по износу зубов и развитию сагиттального гребня, мы можем сказать, что это взрослый самец».

Исследователи надеются, что некоторые из микроорганизмов, обитающих во внутренностях животного всё ещё живы, находясь в состоянии, подобном зимней спячке, в течение тысяч и тысяч лет при минусовых температурах. Если они сохранились, есть шанс, что их можно будет даже использовать для развития современной биомедицины.

«Наше научное сотрудничество с Музеем мамонтов СВФУ позволило нам узнать больше о бактериях, обитавших в мамонтовой степи, начиная с периода плейстоцена. Мы видим, что живые бактерии могут тысячелетиями сохраняться в находках ископаемых животных, которые являются своего рода свидетелями тех древних времен», — отметил профессор кафедры эпидемиологии, паразитологии и дезинфекции Северо-Западного государственного медицинского университета Артемий Гончаров.

Ученые надеются на хорошие результаты, которые позволят продвинуться в понимании того, какими были древние микробные сообщества, какие функции они выполняли и в какой степени опасные патогенные бактерии были представлены в их структуре.

«Возможно, будут открыты микроорганизмы, которые могут быть использованы в медицине и биотехнологии в качестве перспективных продуцентов биологически активных веществ», — добавил Гончаров.

Это не единственный интересный экземпляр, находящийся в распоряжении Северо-Восточного федерального университета: недавно они также приобрели еще одного замороженного волка, найденного в Нижнеколымском районе Якутии, Сибирь, и планируют приступить к его изучению после завершения исследований текущей туши.