Казанские ученые разработали индекс читабельности текстов для школьников

Он зависит от длины слов, предложений и лексического разнообразия

Проблему адаптированности текстов учебников к возрасту и когнитивным способностям школьников разных классов изучают сотрудники Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. Они создали инструмент для определения уровня читабельности текстов на основе длины слов, предложений и других характеристик.

Он зависит от длины слов, предложений и лексического разнообразия
Фото: ru.freepik.com

По мнению многих специалистов, большая часть учебников, предлагаемых школам Министерством просвещения, обладают завышенной сложностью и, соответственно, низким индексом читабельности. В итоге несоответствие сложности учебников и уровня восприятия школьников часто приводит последних к демотивации и просто нежеланию читать книги.

Как сообщили «МК» в Минобрнауки России, специалисты КФУ создали программу «Рулингва», с помощью которой можно оценить тот или иной текст в зависимости от набора его многочисленных параметров.

По словам руководитель проекта, профессора Марины Солнышкиной, сложность текстов зависит от когнитивной и лингвистической составляющих. Причем вторая, как и первая, должна соответствовать психофизиологическим способностям школьников, но на практике мы это видим далеко не всегда.

В программу по оценке индекса читабельности разработчики ввели такие параметры текста, как длина предложения, количество существительных в родительном падеже, глаголы будущего времени, коэффициент отношения глаголов к существительным и лексическая частотность.

- Два основных параметра, влияющих на степень читабельности, – это длина слов и длина предложений, – поясняет Марина Солнышкина. – Допустим,  в учебниках по обществознанию наша программа насчитала в среднем по 38 слов в предложении. Если там еще встретится 4-5 сложных слов, то детям, даже восьми- и девятиклассникам, будет сложно удерживать смысл прочитанного в рабочей памяти до конца предложения. 

Ученые дополняют систему, измеряют цифрой не только длину предложений, но и коэффициент отношения глаголов к существительным. Если действия в тексте мало, он, как правило, воспринимается ребенком труднее. 

– Особенность восприятия текстов детьми разных возрастов зависит также от степени связанности предложений, – поясняет профессор. – Она должна быть достаточно высокой, чтобы юный читатель не терял нить повествования. Например: «Вася пошел в школу. Красивая школа ему нравится». Тут мы видим повтор одного и того же слова «школа». Слишком часто его использовать нельзя, но и использование большого количества его замен тоже не пойдет на пользу, иначе текст будет очень сложен для восприятия.  

– Используя нашу методику, в рамках работы над проектом нам удалось проанализировать все школьные учебники 1–8 классов, за исключением тех, которые созданы в соответствии с новым ФГОС, – говорит Солнышкина. –  В результате мы пришли к выводу, что тексты большинства имеют повышенную сложность. Так, например, учебник «Информатика и ИКТ» для 1 класса имеет индекс читабельности 2,98, то есть может быть рекомендован только учащимся 3 класса.

Специалисты надеются, что в будущем их разработка пригодится в школе для проведения лингвистической экспертизы всей учебной литературы перед её использованием.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру