В европейской стране проснулись вулканы: будут пугать активностью десятилетиями

На исландском полуострове предупредили о «возвращении к делу» системы Фаградальсфьядль

С 2021 года произошло восемь извержений, и новые исследования показывают, что всплеск вулканической активности связан с неглубоким залеганием магмы. Вулканологи спрогнозировали, что активная фаза исландских вулканов продолжится еще в течение десятилетия.

Предупреждение властей об возрождении вулканов имеет решающее значение для обеспечения постоянной безопасности жителей региона, поскольку исследователи утверждают, что скопление магмы может подпитывать извержения вулканов аналогичного размера в районе вулканической системы Фаградальсфьядль на полуострове Рейкьянес в Исландии в течение многих лет, а может быть, и десятилетий.

«Сравнение текущих извержений с историческими событиями убедительно свидетельствует о том, что Исландии придется подготовиться к тому, что этот вулканический эпизод будет продолжаться еще некоторое время, возможно, даже годы или десятилетия», — отмечает геолог Валентин Тролль. Он и его коллеги использовали данные о сейсмических волнах, вызванных извержениями вулканов и землетрясениями, для составления карты недр полуострова Рейкьянес на юго-западе Исландии, где проживает большая часть населения страны.

Они обнаружили, что извержения вулканической системы Фаградальсфьядль в 2021 году подпитывались скоплением магмы, которая затем просачивалась по геологическим линиям в Сундукур, где вулканы извергают лаву с конца 2023 года.

Поскольку в обеих зонах извержения лавы случаются со схожими геохимическими «отпечатками», полученные данные свидетельствуют о том, что две вулканические системы соединены «взаимосвязанными путями подачи магмы».

Исторические данные указывают на то, что этот общий магматический бассейн, вероятно, сформировался где-то между 2002 и 2020 годами, был вновь пополнен в 2023 году и продолжает подавать магму с небольших глубин в поверхностные трещины и жерла по слегка наклонным каналам. Таяние горных пород в глубинах мантии Земли пополняет запасы магмы, что может способствовать извержениям на десятилетия вперед.

«Существует необходимость в улучшении понимания системы подачи магмы, которая питает происходящие извержения, — отмечает Тролль. — В обозримом будущем следует ожидать увеличения частоты активности вулканов».

Теперь, когда очаг магмы обнаружен, его можно наносить на карту и отслеживать, чтобы подготовить население к возможным последствиям.

Повторные эвакуации были бы очевидной, но крайне необходимой мерой для обеспечения безопасности людей. Частые извержения также могут нанести ущерб ключевой инфраструктуре, такой как геотермальные электростанции, которые снабжают Исландию электроэнергией и теплом, а также экспериментальные установки по улавливанию углерода, в результате чего углекислый газ и другие газообразные загрязнители попадают в пористые горные породы.

Извержения за последние три года были особенно разрушительными и потенциально могут ознаменовать начало длительного периода постоянных извержений вулканов в стране. Однако природа редко бывает предсказуемой, поэтому исследователи призывают к продолжению мониторинга района.

«Мы не знаем, как долго и с какой частотой это будет продолжаться в течение следующих десяти или даже ста лет, — заключает вулканолог Илья Биндеман. — Закономерность может проявиться, но в природе всегда есть исключения и нарушения».