Ученые выяснили неожиданный эффект влияния женских слез на агрессивных мужчин

ZME Science:ученые выяснили неожиданный эффект влияния женских слез на агрессивных мужчин

Помимо физиологических причин плача - слезы увлажняют глаза - некоторые считают, что плач может способствовать улучшению социальных связей и человеческих отношений. Недавно ученые из Института науки Вейцмана в Израиле выдвинули интересную версию. Они раскрыли еще одну потенциальную скрытую цель плача.

Как пишет ZME Science, ученые предполагают, что слезы могут обладать скрытой силой нейтрализации агрессии у мужчин. Исследователи обнаружили, что нюхание женских слез приводило к значительному снижению агрессивного поведения и активности мозга, связанной с агрессией, у мужчин – участников эксперимента. Этот эффект, вызванный химическими сигналами, содержащимися в слезах, был проверен на лабораторных мышах.

Как выяснилось, слезы самок мышей выделяют химические вещества, которые гасят агрессию между самцами. Ученые также наблюдали, как иногда начинают плакать слабые самцы, что снижало по отношению к ним агрессию доминирующих самцов грызунов.

Поэкспериментировав на мышах, ученые собрали слезы у шести женщин-доноров, которые плакали во время просмотра грустных фильмов. Затем они попросили двадцать пять мужчин принять участие в азартной игре, заведомо призванной спровоцировать агрессию. Участников обманули, заставив думать, что они играют против другого человека, который жульничает. На самом деле их противником был компьютер. Им предложили возможность отыграться, заставив другого игрока потерять деньги (при этом сами они ничего не выигрывали).

Перед игрой мужчины нюхали либо женские слезы, либо плацебо - солевой раствор. Обе смеси не имеют запаха, так что разницу почувствовать невозможно. Результаты показали, что после воздействия слез агрессия, направленная на месть сопернику, снизилась на 43,7 %. Подтверждая достоверность этих выводов, статистический анализ показал, что вероятность получения такого результата по случайности составляет всего 2,9 %.

Эти выводы позволяют предположить, что человеческие слезы обладают реальным хемосигнальным эффектом, особенно в отношении агрессии. Интересно, что у грызунов в носу есть специальная структура, называемая вомероназальным органом, который улавливает социальные химические сигналы. Но у людей этот орган отсутствует, и слезы воспринимаются ими без запаха. Однако, когда исследователи воздействовали слезами на 62 обонятельных рецептора человека, они обнаружили, что четыре из этих рецепторов активируются в ответ на слезы.

Затем исследователи изучили активность мозга с помощью функционального МРТ-сканирования. Они обнаружили снижение активности в двух структурах мозга, связанных с агрессией, после запаха слез. Это были левая передняя кора инсулы (AIC) и двусторонняя префронтальная кора (PFC). Кроме того, наблюдалось увеличение связи между левой AIC и правой миндалиной и пириформной корой - областями, связанными с обонянием и агрессией.