Останки неандертальского ребенка с синдромом Дауна стали необычным свидетельством

Разнообразие, наблюдаемое у современных людей, существовало уже в доисторические времена

Останки неандертальского ребенка с синдромом Дауна свидетельствуют о сострадании у древних людей. Анатомия черепа показывает, что мальчик или девочка были тяжелыми инвалидами, но дожили до шестилетнего возраста.

Неандертальский ребенок с синдромом Дауна дожил по меньшей мере до шести лет, согласно новому исследованию, результаты которого указывают на сострадательный уход среди вымерших, архаичных человеческих видов.

Как сообщает Reuters, недавнее исследование окаменелости человека, обнаруженной на археологических раскопках Кова-Негра в испанской провинции Валенсия, выявило в анатомии внутреннего уха черты, которые указывают на синдром Дауна, что является одним из самых ранних известных свидетельств генетического заболевания.

Окаменелость, полностью сохранившая анатомию внутреннего уха, была обнаружена при раскопках в 1989 году, но ее значение было признано только недавно. Это фрагмент одной из двух височных костей – правой, – которые помогают формировать боковые стороны и основание черепа, защищая мозг и окружая слуховой проход.

Хотя исследователи не могут с уверенностью сказать, принадлежала ли окаменелость девочке или мальчику, они прозвали неандертальского ребенка “Тина”.

Сочетание аномалий внутреннего уха у Тины известно только у людей с синдромом Дауна, отмечает Reuters.

“Патология, от которой страдал этот человек, привела к серьезным симптомам инвалидизации, включая, по меньшей мере, полную глухоту, сильные приступы головокружения и неспособность сохранять равновесие”, - сказала Мерседес Конде-Вальверде, палеоантрополог из Университета Алькала в Испании, ведущий автор исследования.

“Учитывая эти симптомы, крайне маловероятно, что мать в одиночку смогла бы обеспечить весь необходимый уход, одновременно заботясь о своих собственных нуждах. Следовательно, чтобы Тина прожила как минимум шесть лет, группа должна была постоянно помогать матери, либо заменяя ее в уходе за ребенком, помогая с ее повседневными делами, либо и то, и другое”, - добавила Конде-Вальверде.

Среди других патологий были отмечены аномалии в полукружных каналах – трех маленьких трубочках, которые регулируют равновесие и положение головы, – а также уменьшение размеров улитки, части внутреннего уха, отвечающей за слух.

Точный возраст окаменелости не был определен, но Конде-Вальверде отмечает, что присутствие неандертальцев на стоянке Кова-Негра датируется периодом от 273 000 до 146 000 лет назад.

Homo neanderthalensis, как официально называют неандертальцев, были более крепко сложены, чем Homo sapiens, и имели более крупные брови, отмечает Reuters. Они жили примерно от 430 000 до 40 000 лет назад. Предыдущие исследования показали, что неандертальцы были разумны и создавали произведения искусства, краски, символические предметы и, возможно, разговорный язык, а также использовали сложные методы групповой охоты.

Они исчезли относительно скоро после того, как наш вид распространился по их территории.

Предыдущие свидетельства того, что неандертальцы заботились о своих больных и раненых, вызвали дискуссию о том, было ли это продиктовано просто ожиданиями взаимного поведения или искренним состраданием.

“На протяжении десятилетий было известно, что неандертальцы заботились о своих уязвимых товарищах”, - отмечает Конде-Вальверде. “Однако во всех известных случаях оказания помощи участвовали взрослые люди, что заставило некоторых ученых предположить, что такое поведение не было подлинным альтруизмом, а просто обменом помощью между равными. До сих пор не было известно о случае с человеком, который с рождения получал дополнительную материнскую заботу, хотя и не мог ответить взаимностью. Открытие окаменелости Кова Негра подтверждает существование истинного альтруизма среди неандертальцев”.

Археологические находки в Кова–Негре указывают на то, что это место в течение короткого периода времени было занято небольшими группами неандертальцев - охотников-собирателей, которые бродили по ландшафту в поисках пищи и других ресурсов. Возраст Тины на момент смерти, основанный на состоянии созревания определенных структур внутреннего уха, свидетельствует о необычной продолжительности жизни для ребенка в таких условиях с умственной отсталостью и задержками в развитии.

“Выживание этого ребенка после периода грудного вскармливания предполагает групповой уход, вероятно, более продолжительный, чем родительский, что характерно для социального контекста с высокой степенью сотрудничества между членами группы. В противном случае очень трудно объяснить выживание этой особи в возрасте до шести лет”, - сказал Валентин Вильяверде, соавтор исследования и почетный профессор доисторических времен в Университете Валенсии.

Конде-Вальверде подчеркивает: “Открытие Тины представляет собой старейший из известных случаев синдрома Дауна и демонстрирует, что разнообразие, наблюдаемое у современных людей, существовало уже в доисторические времена. Это открытие гарантирует, что история эволюции человека включает в себя всех нас”.