Выявлено неочевидное объяснение разной продолжительности жизни мужчин и женщин

Исследование станет важной ступенькой к пониманию того, как контролировать старение

Почему женщины живут дольше мужчин? Клетки, из которых развиваются сперматозоиды и яйцеклетки, могут дать ответ на этот вопрос. Японские ученые обнаружили, что блокирование выработки половых клеток у рыб сокращает разницу в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.

Непреходящая тайна того, почему женщины часто переживают мужчин, может быть связана с самыми маленькими и самыми крупными клетками организма: сперматозоидами и яйцеклетками, которые играют центральную роль в репродукции человека, пишет The Guardian.

Японские ученые впервые показали на позвоночных, что клетки, которые развиваются в яйцеклетки у самок и сперматозоиды у самцов, определяют половые различия в продолжительности жизни, и что удаление клеток приводит к тому, что продолжительность жизни животных остается одинаковой.

Эксперименты проводились на небольших бирюзовых рыбках-киллифишах, пресноводных видах, которые достигают половой зрелости за две недели и живут всего несколько месяцев, но исследователи подозревают, что аналогичный биологический механизм может влиять на разницу в продолжительности жизни у людей и других видов.

“Процесс старения у рыб-киллифишей аналогичен процессу старения у людей, поэтому я не думаю, что люди обязательно более сложны, - отмечает профессор Тору Иситани, старший автор исследования из Университета Осаки. – Я думаю, что это исследование станет важной ступенькой к пониманию того, как контролировать старение у людей”.

В среднем по миру женщины живут примерно на 5% дольше мужчин, отмечает The Guardian. Такое неравенство усугубляется множеством факторов: молодые мужчины чаще погибают в результате несчастных случаев и самоубийств, а женщины часто ведут более здоровый образ жизни. Но это неравенство наблюдается и у других видов: самки приматов и обезьян Старого Света, как правило, живут дольше, чем их самцы.

Что касается людей, то размер разрыва в ожидаемой продолжительности жизни в разных странах сильно различается. Ожидаемая продолжительность жизни людей, родившихся в Великобритании в период с 2020 по 2022 год, составляет 78,6 года для мужчин и 82,6 года для женщин. Между тем в России мужчины, как правило, умирают примерно на 13 лет раньше женщин, отчасти из-за чрезмерного употребления алкоголя и курения, утверждается в публикации The Guardian.

Профессор Иситани рассказывает, что наличие сперматозоидов или яйцеклеток является одним из наиболее очевидных различий между мужчинами и женщинами, поэтому имеет смысл исследовать, влияют ли они на продолжительность жизни. В ходе серии экспериментов его команда показала, что прекращение выработки половых клеток, которые развиваются в сперматозоиды или яйцеклетки, приводит к тому, что мужчины живут дольше, а женщины умирают раньше обычного, что существенно сокращает разрыв в продолжительности жизни.

“Мы ожидали, что удаление половых клеток продлит продолжительность жизни как мужчин, так и женщин, но это продлевает жизнь только мужчин и сокращает продолжительность жизни женщин, – продолжает Иситани. – Это было неожиданно, но мы поняли, что это открытие может пролить свет на половые различия в продолжительности жизни”.

В статье, опубликованной в журнале Science Advances, исследователи описывают, как блокирование выработки сперматозоидов и яйцеклеток оказало негативное воздействие на рыб. Гормональные изменения у самок стимулировали рост за счет поддержания здоровья тканей, в то время как снижение уровня эстрогена повышало риск сердечно-сосудистых заболеваний. У мужчин в печени вырабатывалось больше витамина D, что, возможно, объясняет улучшение состояния костей, мышц и кожи.

Затем команда ученых проверила, увеличивает ли употребление витамина D продолжительность жизни рыбок, и зафиксировала увеличение на 21% у самцов и на 7% у самок. Хотя никаких побочных эффектов обнаружено не было, Иситани сказал, что важно использовать “соответствующее количество”. В Великобритании органы здравоохранения рекомендуют принимать ежедневно 10 мкг или 400 МЕ витамина D осенью и зимой. Ежедневный прием более 100 мкг или 4000 МЕ витамина D может быть вредным.

Неясно, снижает ли сперма продолжительность жизни мужчин, но Иситани сказал, что есть некоторые доказательства, подтверждающие эту идею. Исследование, проведенное в 2012 году с участием 81 корейского евнуха, показало, что они прожили на 14-19 лет дольше, чем некастрированные мужчины с аналогичным социально-экономическим статусом. Но данные датируются 16-19 веками, и трудно исключить другие факторы.

Доктор Дэвид Клэнси, который исследует способы продления здоровой жизни в Университете Ланкастера, сказал, что в исследованиях на других животных блокирование репродуктивной способности увеличивает продолжительность жизни, особенно у самок, что предполагает компромисс между ростом и размножением в сравнении с поддержанием и продолжительностью жизни.

“В данном случае удаление клеток-предшественников сперматозоидов или яйцеклеток сокращало продолжительность жизни самок, но у самцов она увеличивалась, как и рост, вероятно, за счет механизма, связанного с повышением активности витамина D”, - сказал он. “Очевидно, что сигналы, передаваемые этими клетками, которые регулируют продолжительность жизни, различаются у разных полов у этих рыб и, вполне вероятно, у других животных тоже”.