Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, какие черты отличают успешных психопатов от серийных убийц, но они работают над выяснением того, что, по их словам, является неправильно понятой частью человеческого поведения. Некоторые даже хотят вернуть и реабилитировать само понятие психопатии.
«Большинство людей думают о психопатах совсем не так, как о психопатии на самом деле, — рассказывает преподаватель судебной психологии в Университете Дерби Луиза Уоллес. — Это не гламурно. Это не зрелище». По ее словам, психопатические черты в той или иной степени присущи каждому, и их не следует превозносить или клеймить позором.
В книге 1941 года «Маска здравомыслия» влиятельный американский психиатр Херви Клекли описал личностный профиль психопата: внешне обаятельный, но эгоцентричный и ненадежный человек, скрывающий антисоциальную сущность.
Клекли (который позже назвал известного серийного убийцу Теда Банди психопатом) черпал свои идеи из рассказов людей, которых он видел в психиатрических центрах. Среди его описаний психопатов были люди, которые могли скрывать худшие проявления своего поведения. Например, он набросал портрет бизнесмена-психопата, который много работал и казался нормальным, если не считать приступов супружеской неверности, черствости, безудержного пьянства и склонности к риску.
В последующие десятилетия исследователи, которые хотели изучать психопатию, часто делали это в тюрьмах. И поэтому образ психопата, по словам психологов, стал тесно ассоциироваться с опасными и жестокими преступниками как в общественной, так и в академической сферах.
В настоящее время эта точка зрения подвергается сомнению. За последние 15 лет или около того психиатрия приняла так называемый многомерный подход, основанный на идее шкал и спектров тяжести признаков и симптомов.
Взгляд на психопатию с другой стороны открыл новые возможности для исследователей. Теперь они могли набирать группы из населения в целом, выявлять в них психопатические черты и изучать поведение и биологию людей с выраженной или легкой формой психопатии.
«Большинство психопатов просто живут рядом с нами», — резюмирует клинический психолог Дезире Пальмен.
Психопатия — это сочетание нескольких взаимодействующих черт. Традиционная модель психопатического склада ума фокусируется на подлости и расторможенности. С психологической точки зрения, подлость — это агрессивный поиск ресурсов без оглядки на других. Расторможенность проявляется как отсутствие контроля над импульсами. Люди, обладающие обоими качествами, практически не проявляют эмпатии и им трудно контролировать свои действия, которые часто приводят к жестоким последствиям.
В рамках недавнего переосмысления психологи ввели новый фактор: смелость, которую они определяют как сочетание социального доминирования, эмоциональной устойчивости и предприимчивости.
«Вы можете думать о смелости как о бесстрашии, проявляющемся в сфере взаимодействия с другими людьми, где вас нелегко запугать, вы более напористы, даже доминируете над другими людьми», — объясняет давний исследователь психопатии Кристофер Патрик.
По словам ученого, смелый человек, конечно, не обязательно психопат, но добавьте смелости к высокой степени подлости и расторможенности, и вы получите психопата, который сможет использовать свою социальную уверенность для маскировки крайностей своего поведения и, таким образом, преуспеет на руководящих должностях.
Другие психопатические черты характера также могут принести пользу людям в определенных профессиях: например, подлость часто проявляется как отсутствие эмпатии.
«В корпоративном мире вам нужен человек, способный работать под давлением и быстро принимать решения, возможно, не проявляя при этом высокого уровня эмпатии, потому что он должен быть способен принимать самые жесткие решения», — считает Уоллес.
Например, исследование, проведенное в 2016 году среди сотрудников австралийского рекламного агентства, показало, что руководители высшего звена набрали больше баллов, чем младшие сотрудники, по показателям поведения, связанным с психопатическими чертами, такими как изначальное обаяние, уравновешенность и спокойствие, но также эгоцентричность, безжалостность и отсутствие чувства вины перед самим собой.
Идея о том, что некоторые психопатические черты могут быть положительными, не всем нравится.
По словам Клауса Джей Темплер, критики не согласны с включением смелости в качестве определяющей психопатической черты. В исследовании, проведенном в 2021 году, более тысячи студентов попросили согласиться или не согласиться с утверждениями, чтобы выявить такие черты характера, как подлость («Я не возражаю, если кто-то, кто мне не нравится, пострадает»), расторможенность («Я взял деньги из чужого кошелька без спроса») и смелость («Я прирожденный лидер»).
Результаты показали, что повышенный уровень подлости и расторможенности может объяснить различия в сообщениях об антиобщественном поведении, таких как агрессия, нарушение правил и употребление наркотиков. Другими словами, смелость была в значительной степени неуместна.
Часть проблемы, по словам Луизы Уоллес, заключается в том, что исследователи, пытающиеся изучить положительные черты психопатии, не имеют своей собственной версии инструмента скрининга, используемого для выявления более тяжелых случаев.
Чтобы устранить этот пробел, Уоллес смогла разработать успешную шкалу психопатии, состоящую из 54 вопросов, предназначенную для выявления и оценки психопатических черт у населения в целом. Психолог надеется, что со временем эта шкала поможет большему числу людей осознать, что не всегда стоит бояться человека с психопатическими чертами характера.
«Мы так многого не знаем о людях, обладающих типичными психопатическими чертами, и о том, как они справляются со своей повседневной жизнью, — заключает она. — И это потому, что мы запутались в этой идее Ганнибала Лектера».