Странный металл из-за пределов Земли найден в древнем тайнике с сокровищами

Добытый из метеорита металл стал загадкой для ученых

Среди сверкающих золотых сокровищ иберийского бронзового века обнаружена пара проржавевших предметов, которые могут оказаться самыми ценными из всех найденных. Исследователи указали, что браслет и проржавевшая полая полусфера, украшенные золотом, выкованы не из металла, а из железа метеоритов, упавших с неба.

Добытый из метеорита металл стал загадкой для ученых
AI

Открытие, сделанное Сальвадором Ровирой-Льоренсом, свидетельствует о том, что более 3 тысяч лет назад технологии и приемы металлообработки в Иберии были гораздо более продвинутыми, чем думали ученые.

Клад Вильены, состоящий из 66 предметов, в основном золотых, был обнаружен более 60 лет назад, в 1963 году, на территории нынешнего испанского Аликанте, и с тех пор считается одним из самых важных образцов ювелирного дела бронзового века на Пиренейском полуострове и во всем Мире. Европа.

Однако определить возраст коллекции было несколько затруднительно из-за двух предметов: маленькой полой полусферы, которая, как полагают, является частью рукояти скипетра или меча, и браслета. Оба они имеют, по словам археологов, «железистый» вид – то есть кажутся сделанными из железа.

На Пиренейском полуострове железный век, когда железо начало вытеснять бронзу, начался примерно в 850 году до нашей эры. Проблема в том, что золотые материалы датируются периодом между 1500 и 1200 годами до нашей эры. Так что понять, какое место занимают артефакты, похожие на железо, в контексте сокровищ Вильены, было в некотором роде загадкой.

Но железная руда — не единственный источник ковкого железа. По всему миру существует множество железных артефактов, относящихся к периоду до железного века, которые были изготовлены из метеоритов. По словам археологов, самым известным является кинжал из метеоритного железа фараона Тутанхамона, но есть и другие виды оружия бронзового века.

Есть способ определить разницу: в железе из метеоритов содержание никеля гораздо выше, чем в железе, добытом из недр Земли. Поэтому исследователи получили разрешение от Муниципального археологического музея Вильены, в котором хранится коллекция, тщательно протестировать два артефакта и определить, сколько никеля в них содержится.

Они тщательно отобрали образцы обоих артефактов и подвергли материал масс-спектрометрии, чтобы определить их состав. Несмотря на высокую степень коррозии, которая изменяет элементный состав артефакта, результаты убедительно свидетельствуют о том, что и полусфера, и браслет были изготовлены из метеоритного железа.

Это четко решает дилемму о том, как эти два артефакта соотносятся с остальной коллекцией: они были изготовлены примерно в один и тот же период, примерно с 1400 по 1200 год до нашей эры.

«Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что шапочка и браслет из клада Вильены в настоящее время являются первыми двумя изделиями, которые можно отнести к метеоритному железу на Пиренейском полуострове, — объясняют исследователи в своей статье. — Что согласуется с хронологией поздней бронзы, предшествующей началу широкого производства земного железа».

Сейчас, из-за того, что объекты сильно проржавели, по предположениям ученых, к ним можно применить более современные, неинвазивные методы, чтобы получить более подробные данные, которые помогли бы подтвердить выводы.