Российские ученые поделились итогами изучения древних кораллов Тихого океана

Выяснилось, что он сохраняет химическую стабильность в течение 30 миллионов лет

Многие знают, что пыль пустынь подхватывается воздушными потоками и разносится на огромные расстояния. Однако проследить, как изменялся в течение миллионов лет объем и состав этой пыли на Земле, когда образовалась сама пустыня и когда начали дуть ветра, нетривиальная задача. Как сообщили в Минобрнауки России, сотрудниками лаборатории изотопной геохимии и геохронологии ГЕОХИ РАН совместно с учеными Института геологии и геохимии УрО РАН и Дальневосточного геологического института ДВО РАН были изучены для этого современные и древние кораллы из центра Тихого океана. Результаты опубликованы в журнале Deep Sea Research Part II.

Выяснилось, что он сохраняет химическую стабильность в течение 30 миллионов лет
При помощи этого аппарата добывали пробы кораллов с гайота Коко. Фото предоставлено ГЕОХИ РАН

- Пыль пустынь разносится на огромные расстояния, – вводит нас в курс дела старший научный сотрудник лаборатории ГЕОХИ РАН, кандидат геолого-минералогических наук Ирина Вишневская. – Многие знают об этом явлении на примере песка из Сахары, который засыпает Европу и добирается через Атлантику до Северной Америки. Такой же процесс происходит и на другом конце Евразии: путь пыли азиатских пустынь прослеживается практически через весь Тихий океан. Причем доля этих частиц увеличивается в последние 40 млн лет за счет опустынивания континента.

– Пыль каких пустынь вас интересуют в первую очередь?

- Такламакан, Гоби и других засушливых регионов Азии, в том числе Китайского лёссового плато. Преимущественные ветра, которые дуют с континента в океан, поднимают колоссальные объемы пыли из разных мест и перемешивают их. По мере продвижения такого пылевого «облака», частицы оседают в океане, при этом химический состав этой смеси на всём пути одинаковый. Именно это позволяет проследить «след пустынь» в океанических осадках, которые в свою очередь сильно отличаются по составу от континентальных. Однако таких исследований не очень много, поскольку они требуют дорогого снаряжения, специальных кораблей и буровых установок для взятия проб донного грунта с глубин, которые начинаются от 1 тысячи метров.

– И вы пошли другим путем...

- Да. Мы решили исследовать возможные частички пыли в образцах, взятых с глубины 300-400 метров. В Тихом океане на такой глубине находятся затопленные когда-то давно горы-гайоты, то есть изолированные подводные горы.

- Можно подробнее – о том, что это за горы, и как проходило взятие проб?

- Материал для исследования был отобран нами в ходе 86-го рейса научно-исследовательского судна «Академик М.А. Лаврентьев». Мы остановились над потухшим подводным вулканом Коко. Эта подводная гора входит в состав Императорско-Гавайской цепи, которая находится как раз на пути потока пустынных частиц. Гайот Коко является одним из самых больших в южном сегменте Императорского хребта. Он образовался почти 50 млн лет назад и почти 10 млн лет возвышался над поверхностью моря, а потом постепенно погрузился под воду. За это время на его поверхности вырос коралловый риф, который процветал пока это было возможно. Сейчас вершина этого рифа лежит на глубине 300 метров и постепенно разрушается под действием морских течений.

Карта распространения ветров. Фото предоставлено ГЕОХИ РАН

– Какие именно образцы гайота Коко и каким способом вы отбирали?

- Нас интересовали кораллы, фораминиферы (раковинные одноклеточные), губки и другие организмы с карбонатным скелетом. Их забор мы производили при помощи телеуправляемого подводного аппарата с «руками»-манипуляторами.

– К какому же выводу вы пришли, исследовав их?

- В результате проведенных работ установлено, что химический, в частности, редкоземельный и микроэлементный состав кораллов оставался одинаковым на протяжении последних 30 млн лет и соответствовал составу океанской воды.

- То есть данных о накопившихся за это время пыли и песке вы не нашли?

- Да, оказалось, что биологическое карбонатное вещество эти изменения не зафиксировало. Это говорит о том, что процесс глобального перемешивания в океане настолько силен, что, независимо от того, что в него попадает в течение миллионов лет с континента, с осадками, – все он химически усредняет, перемешивает и уравновешивает.

- Как же тогда можно ответить на поставленный вами вопрос об истории песчаных ветров?

- Как оказалось, динамику изменения объема можно проследить, только изучая глубоководные осадки, которые поднимают при глубоководном бурении. Пылевые частицы отличаются по химическому составу от типично океанических осадков. Таким образом, можно диагностировать их присутствие и их объем.