Группа исследователей, возглавляемая учеными из Нидерландского института неврологии, изучила образцы мозговой ткани, хранящиеся в Нидерландском банке мозга, хранилище донорских мозгов более чем 5000 человек, умерших от заболеваний головного мозга.
Среди этих тысяч образцов команда обнаружила только 12 человек, которые до конца жизни были здоровы, хотя при этом имели явные неврологические признаки патологии, лежащей в основе их заболевания.
Помимо демонстрации того, насколько редко мозг может избежать изнурительных последствий болезни Альцгеймера, небольшая выборка дала команде возможность узнать, что может сделать такой мозг столь устойчивым.
«Что происходит с этими людьми на молекулярном и клеточном уровнях, было неясно, — объясняет нейробиолог из Нидерландского института неврологии Луук де Фриз. — Поэтому мы искали доноров с аномалиями мозговой ткани, у которых не наблюдалось снижения когнитивных способностей, в Банке мозга».
Этот тип устойчивости отмечался ранее, и считается, что как генетика, с которой мы рождаемся, так и образ жизни, который мы выбираем, могут оказывать определенное влияние. Эти различные факторы также связаны с развитием болезни Альцгеймера в целом.
Проанализировав уникальные комбинации сотен генов, исследователи обнаружили ключевые различия в жизнеспособном мозге, связанные с астроцитами, которые участвуют в выведении отходов из мозга. Более того, устойчивый организм лучше справлялся с удалением токсичных белков, связанных с развитием болезни Альцгеймера. Похоже, что такой мозг лучше справляется с накоплением «неврологического мусора».
Еще одним отличием было более эффективное производство энергии клетками устойчивого мозга. Пока не ясно, что стоит за этими различиями и как они связаны с болезнью Альцгеймера, но выявление этих различий является важным первым шагом.
«Если мы сможем найти молекулярную основу устойчивости, то у нас появятся новые отправные точки для разработки лекарств, которые могли бы активировать процессы, связанные с устойчивостью у пациентов с болезнью Альцгеймера», — считает де Фриз.
В настоящее время болезнью Альцгеймера страдают около 47 миллионов человек во всем мире, и это число быстро растет. Ученые все еще не уверены, какая комбинация факторов необходима для прогрессирования дегенерации, как предотвратить возникновение болезни или как можно обратить вспять ее последствия.
«По данным, полученным от человека, по-прежнему трудно определить, какой процесс инициирует заболевание, — заключает де Фриз. — Это можно продемонстрировать, только изменив что-то в клетках или на животных моделях и посмотрев, что произойдет дальше. Это первое, что мы должны сделать сейчас».