Как и пожилые люди, беременные, новорожденные и младенцы грудного возраста особенно чувствительны к воздействию экстремальной жары.
Эпидемиолог Линдси Дэрроу из Университета Невады и ее коллеги проанализировали национальные данные о рождаемости за период с 1993-го по 2017 год в 50 самых густонаселенных мегаполисах Соединенных Штатов Америки, страны, где аномальная жара стала на 24 процентов сильнее и наблюдается в два раза чаще, чем в 1960-х годах.
Как оказалось, ежедневные показатели преждевременных родов (от 28 до менее чем 37 недель беременности) и преждевременных родов на ранних сроках (от 37 до менее чем 39 недель) немного увеличились по мере повышения температуры в регионе, особенно среди низших социально-экономических групп.
Предыдущие исследования, посвященные экстремальной жаре, связывали продолжительную жару с увеличением числа госпитализаций, самоубийств и смертей. По оценкам, почти 62 тысячи человек умерли от причин, связанных с жарой, в течение европейского лета 2022 года, самого жаркого сезона в регионе за всю историю наблюдений. По некоторым оценкам, к 2080 году в крупных городах США и Австралии может быть зафиксировано по меньшей мере в четыре раза больше смертей только от повышения температуры.
Ученые отметили, что доступ к жилью с кондиционированием воздуха, возможность избежать тяжелой физической работы в жарких условиях и ранее существовавшие проблемы со здоровьем также могут повлиять на индивидуальный риск наступления жары у беременных женщин.
На беременность влияют не только кратковременные периоды сильной жары. Исследования показывают, что продолжительные периоды, когда температура выше среднего, также могут иметь негативные последствия.
Проведенный в 2020 году метаанализ 70 исследований со всего мира показал, что, хотя доказательства, связывающие экстремальную жару и преждевременные роды, были «самыми сильными и последовательными» для официальных периодов сильной жары, накопление тепла в течение всей беременности также увеличивало риск преждевременных родов.
Хотя анализ Дэрроу и его коллег не учитывал влажность, которая является критическим фактором, определяющим, насколько невыносимой может быть жара, они рассмотрели жаркие дни с самыми высокими 2,5 процента средних температур по местным районам, а не только официальные периоды сильной жары, длящиеся от четырех до семи дней. Они обнаружили, что беременность в прохладных и сухих районах будет протекать так же тяжело, как и в жарких и влажных районах США.
Эпидемиологи отмечают, что отдаленные последствия для здоровья младенцев, родившихся раньше срока из-за сильной жары, изучаются редко.
«Хотя связь воздействия экстремальной жары с неблагоприятными исходами беременности и внутриутробного развития плода становится все более очевидной, — указывает врач скорой помощи Калеб Дрессер, — непосредственные последствия недоношенности, как правило, исключаются из оценок на протяжении всей жизни. Не учитывая эти последствия преждевременных родов в оценках общественного здравоохранения, мы значительно недооцениваем воздействие жары на здоровье населения».
Благодаря этим новым фактическим данным и растущему пониманию того, кто и как наиболее уязвим к экстремальной жаре, Дрессер и его коллеги утверждают, что органы здравоохранения, политики и врачи лучше смогут подготовиться к реагированию на волны жары.
«Все более очевидная связь между аномальной жарой и вредом для беременных и младенцев является важным стимулом для устранения коренных причин растущего воздействия аномальной жары на нас и инвестирования в адаптивные стратегии для уменьшения их последствий в масштабах городов, микрорайонов и отдельных домов», — заключают специалисты.