"Метаболиты – это вещества, которые образуются в организме при переработке попадающих в него исходных веществ. В данной работе авторов интересовали метаболиты витамина В3, а точнее, одной из его форм – ниацина, он же никотиновая кислота. При избытке витамина В3 в плазме крови исследуемых наблюдались повышенные концентрации двух конкретных метаболитов – 2PY и 4PY (сокращенные наименования двух сложных формул)", - рассказывает микробиолог Ирина Якутенко.
Эти повышенные концентрации были напрямую связаны с повышенным риском серьезных сердечно-сосудистых проблем. Например, у американцев с повышенным уровнем 2PY вероятность инфарктов в течение трех лет наблюдения была на 64% выше, у европейцев – на 102% выше. Риск опасных нарушений в работе сердца у тех, у кого была повышена концентрация 4PY, был повышен на 89% в США и на 99% в Европе. "Для отдельных людей риски были еще выше, а именно для тех, в чьей ДНК имелся полиморфизм (генетический вариант) rs10496731. У таких людей образуется больше 2PY и 4PY, чем у других, а также у них оказалась выше концентрация вещества под названием VCAM-1. Это иммуноглобулин, работающий в сосудах и привлекающий туда другие иммунные клетки. Иначе говоря, VCAM-1 способствует воспалительным процессам в сосудах, которые существенно повышают риск атеросклероза, то есть закупорки просвета сосудов бляшками. Эксперименты на мышах показали, что, как минимум, 4PY напрямую стимулирует выработку VCAM-1 и воспалительные процессы в сосудах", - продолжает Якутенко.
"Авторы начали с анализа крови больных-сердечников, ещё не имея гипотез, что там ещё может быть не так, если холестерин взят под контроль, а сердце всё равно страдает. К их удивлению, два схожих редких метаболита - 2PY и 4PY - были связаны с почти двукратным ростом сердечно-сосудистого риска. Но… высокие уровни витамина B3 (ниацин или никотиновая кислота) в пище появились по приказу самих органов здравоохранения. Недостаток ниацина из-за низкокачественной диеты грозил пеллагрой, убивавшей обездоленных американцев еще во времена Великой депрессии, и бывшей настоящим бичом заключенных ГУЛАГа и детдомов в России. Поэтому B3 называют еще "витамин PP" - "предотвращающий пеллагру". Чтобы справиться с этой угрозой, правительства начали рекомендовать, а затем и законодательно требовать, добавки витамина в пшеничную муку. Во многих странах, например, в США, фортификация обязательна. Но с годами регулярное питание людей становилось богаче, и в результате после увеличения содержания ниацина в муке, американцы стали получать с пищей вдвое больше витамина, чем рекомендовалось. Впрочем, ниацин в пище - не единственный источник витамина PP и его опасных метаболитов в организме. Другой источник - хинолиновая кислота, продукт метаболизма незаменимой аминокислоты триптофана, которой накапливается особенно много у людей с богатой белками диетой.
Отмечу еще, что ниацин - это не только пищевой витамин, но и лекарственный препарат, который особенно широко использовали для улучшения липидного баланса. На пике популярности 15 лет назад, 9 миллионов американцев сидели на рецептурном ниацине. Но постепенно оказалось, что, хотя уровень холестерина у них улучшается, сердечно-сосудистое здоровье не улучшается. Зато накопились данные по серьезным побочным явлениям - печень, кровоизлияния и инсульты, диабет. В результате высокие уровни ниацина теперь выписывают лишь немногим пациентам", - рассказывает американский генетик Дмитрий Прус.
Вывод печален: те, кто пьет здоровья ради (а не по назначению врача) витамин В3 это самое здоровье себе не прибавляют, а напротив – его уменьшают. В особенности это касается людей с полиморфизмом rs10496731 (о чем, конечно, большинство из них не догадывается, поскольку не делали специальные генетические исследования.
Это уже далеко не первая работа, которая доказывает, что бесконтрольное применение витаминов (на чем сегодня помешаны многие россияне, а в период пандемии эта тенденция значительно укрепилась) может приводить к серьезным проблемам со здоровьем и даже приближать смертельные исходы. Есть исследования, показывающие корреляцию смерти от всех причин или развития онкологических проблем и приемом мультивитаминных комплексов.
Врачи не устают повторять, что витамины – не конфетки, принимать их следует лишь после проведения анализов и при выявлении серьезного дефицита, который обязательно сопровождается симптомами. При этом иногда избыток витаминов сам по себе опаснее, чем его недостаток. И наилучший путь витаминизации – получение этих полезных веществ с пищей. "Организм – сложная система, и попытки улучшить его работу простыми методами нередко приводят к таким вот печальным результатам. Что самое занятное, мы все знаем, как снизить риски неполадок со здоровьем в целом: питаться сбалансированно, но при этом не переедать, снизить количество сильно переработанных продуктов в диете, поддерживать высокий уровень физической активности, как аэробной, так и силовой, высыпаться", - говорит Ирина Якутенко.