Расставание пар дается нелегко, но, похоже, у мозга может быть механизм, помогающий забыть бывшего, пишет The Guardian.
Исследователи, изучающие степных полевок, говорят, что грызуны, которые формируют моногамные отношения, испытывают выброс гормона удовольствия дофамина в своем мозге при поиске и воссоединении со своим партнером. Однако после длительной разлуки они больше не испытывают такого всплеска.
“Мы склонны думать об этом как о ”преодолении разрыва", потому что эти полевки действительно могут сформировать новую связь после этого изменения динамики дофамина – чего они не могут сделать, пока связь все еще цела", - сказала доктор Зои Дональдсон, поведенческий нейробиолог из CU Boulder и старший автор работы.
В статье, опубликованной в журнале Current Biology, команда исследователей описывает, как они провели серию экспериментов, в ходе которых полевки должны были нажимать на рычаги, чтобы получить доступ либо к своей паре, либо к неизвестной полевке, расположенной по другую сторону прозрачной двери.
Команда обнаружила, что у полевок в мозге происходило большее выделение дофамина при нажатии на рычаги и открытии дверей, чтобы встретиться со своей парой, чем при встрече с новой полевкой. Они также больше прижимались к своей паре при встрече и испытывали при этом больший подъем уровня дофамина.
Доктор Зои Дональдсон рассказывает: “Мы думаем, что разница связана с осознанием того, что вы собираетесь воссоединиться с партнером, и отражает то, что воссоединение с партнером приносит больше пользы, чем общение с полевкой, которую они не знают”.
Однако эти различия в уровнях дофамина больше не присутствовали после того, как они разделили пары полевок на четыре недели – значительный период в жизни грызунов. Различия в поведении, когда зверьки сбивались в кучу, также уменьшились.
Исследователи говорят, что полученные результаты свидетельствуют о ослаблении связи между парами полевок, а не о том, что они забыли друг друга.
Зои Дональдсон отмечает, что исследование может иметь ряд последствий, если исследования покажут, что результаты применимы и к людям.
“Во-первых, если этот дофаминовый сигнал действительно имеет решающее значение для укрепления и поддержания человеческих связей, это означает, что действия, которые помогают поддерживать этот сигнал сильным, имеют важные последствия для удовлетворенности отношениями”, - сказала она.
Дональдсон добавил, что эта работа также может быть полезна людям, которым становится трудно двигаться по жизни дальше после тяжелой утраты.
“Вполне возможно, что у этих людей сигнал дофамина их партнера не адаптируется после потери, что, по сути, останавливает их обработку потери”, - сказала она. “Более масштабная цель моего исследования - определить способы помочь людям с длительным расстройством, связанным с горем, путем выявления биологических изменений, которые помогают им пережить потерю и вернуться к жизни”.