По данным 2022 года, благодаря новым спутникам GPS повысила точность по гражданским сигналам до 60–90 сантиметров, а ГЛОНАСС, по словам начальника отдела по использованию системы ГЛОНАСС госкорпорации «Роскосмос» Ивана Ревнивых, — до 1,32 метра. Согласно его же заявлению, после выполнения федерального проекта «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» данные высокоточной навигации можно будет улучшить до 0,3 метра.
Николай Тестоедов на общем собрании РАН озвучил более скромную желаемую точность — в полметра. Теперь на основе его выступления попытаемся понять, когда мы сможем достичь такого результата.
Итак, система ГЛОНАСС, развернутая в 1999 году, представляет собой 24 аппарата трех модификаций: «Глонасс-М», выпускаемых с 2003 года, «Глонасс-К» — с 2011-го и двух «Глонасс-К2», запущенных в этом году. Все аппараты помимо излучения навигационного сигнала участвуют в системе Коспас-Сарсат (международной спутниковой поисково-спасательной системе).
Несмотря на то что гарантийный срок работы многих спутников составляет 7–10 лет, многие, по словам Тестоедова, уже превысили его в 2 раза. Замены в течение одного-двух лет потребуют только 6 аппаратов. Сделать это будет не очень легко. Ведь если в первые годы развертывания группировки Роскосмос отправлял на орбиту сразу по 9 аппаратов, последние годы отправляется по 1–2 спутника ГЛОНАСС.
Основная проблема, по словам Николая Алексеевича, — в поставках, а точнее — недопоставках электронно-компонентной базы из-за рубежа.
«До 2014 года, когда были введены первые санкционные ограничения, доля импорта доходила у нас до 42%, — рассказал генконструктор. — <...> Мероприятия по импортозамещению рассчитаны у нас к 2030 году с переходом на 100%-ное отечественное производство. А почему так долго? Все же понятно! Только когда в 2014 году озаботились импортозамещением, пересмотрели состав всех приборов спутников, оказалось, что там 6 тысяч (!) номиналов электронно-компонентной базы (ЭКБ) — импортного производства. Поэтому была проведена большая работа по унификации различной аппаратуры. Сейчас она воплощается в конкретные группировки».
Обновленная система ГЛОНАСС будет с высокоточным позиционированием, по аналогии с создаваемыми группировками в мире.
«Планируется ее развитие с параметрами, удовлетворяющими требования ICAO (международной организации гражданской авиации. — Авт.). При посадке гражданской авиации на необорудованные аэродромы сигнал должен приходить с задержкой не более 6 секунд, с точностью не хуже полуметра», — сказал Тестоедов.
Далее академик РАН описал будущее эволюционного развития группировки ГЛОНАСС. Так, с 2025 года предполагается запуск модернизированных спутников «Глонасс-К2» в импортозамещенном и многофункциональном варианте.
Локальные зоны навигации должны будут получать в 100 раз более мощный сигнал по сравнению со стандартным. Для этого будут служить и мононавигационные аппараты массой около 1 тонны.
После 2030 года планируется также создание 6 высокоорбитальных (около 36 тыс. км над Землей. — Авт.) спутников на трех геосинхронных орбитах, которые повысят доступность сигнала в условиях городов и сложных рельефов на территории России.
Прорабатывается, по словам Тестоедова, вопрос о создании низкоорбитальной группировки из 300 спутников, которые будут летать на высоте от 500 до 100 километров над Землей. Предполагается, что они увеличат мощность сигнала в тысячу раз.
Как выяснилось, импортозамещение понадобится нам не только по ЭКБ. Сейчас точность навигационных сигналов зависит также от различных международных служб, таких как Бюро мер и весов, Ассоциации геодезии, служб глобальных навигационных систем и лазерной дальнеметрии, а также вращения Земли.
«Они могут проводить, а часть уже проводят дискриминационные мероприятия, применяемые к отечественным системам», — сообщил академик Тестоедов. В связи с этим он предложил объединиться странам БРИКС для создания аналогичных «номенклатурных продуктов», по характеристикам не уступающим продукции международных служб. Ухудшение (результатов), по его словам, может быть только на 20%, что некритично для таких задач.