Влияние изменения климата на коралловые рифы достигло “неизведанной территории”, предупреждает австралийский профессор Ове Хоэг-Гулдберг из Университета Квинсленда, что вызывает опасения, что мы можем оказаться на “переломном этапе”.
Верхние слои океана претерпевают непревзойденные изменения в условиях, экосистемах и сообществах, которые можно проследить с 1980-х годов, когда впервые началось массовое обесцвечивание кораллов. В статье, опубликованной в журнале Science, американские и австралийские исследователи говорят, что исторические данные о температуре поверхности моря за четыре десятилетия свидетельствуют о том, что экстремальная морская жара в этом году может стать предвестником массового обесцвечивания и гибели кораллов в Индо-Тихоокеанском регионе в 2024-2025 годах.
Как пишет The Guardian, массовое обесцвечивание кораллов происходит, когда нежные кораллы подвергаются стрессу из-за таких факторов, как жара, в результате чего они теряют свои бурые микробные водоросли, становясь белыми. При низком уровне стресса водоросли могут вернуться в кораллы в течение нескольких месяцев. Но во многих районах Карибских рифов недавно наблюдались исторически высокие температуры моря, которые начались на один или два месяца раньше и продолжались дольше обычного.
Важно отметить, что 2023 год - это первый год из потенциальной пары лет Эль-Ниньо, когда средняя глобальная температура поверхности моря с февраля по июль будет самой теплой за всю историю наблюдений. Начиная с 1997 года, каждый случай этих пар Эль-Ниньо приводил к глобальному массовому обесцвечиванию кораллов.
Профессор Хоэг-Гульдберг, чья работа помогла сформировать мировое понимание рисков для богатейших экосистем океана, отмечает: “Существует вероятность того, что где-то в ближайшие 12-24 месяца мы увидим, как Эль-Ниньо сочетается с повышением температуры моря и окажет действительно большое влияние. Мы находимся буквально на неизведанной территории, о которой мы очень мало знаем и не знаем, как реагировать, и я думаю, что мы опасно уязвимы”.
“Мы не знаем последствий такого скачка температуры”, - сказал ученый, выступая из Дубая, где он принимает участие в климатическом саммите Cop28. “Мы можем увидеть штормы, которые будут даже сильнее, чем те, которые мы наблюдали. Это самые теплые температуры, когда-либо существовавшие на суше и на море”.
Хоэг-Гульдберг добавляет: “Если это будет что-то вроде "лета из ада", многие из нас опасаются, что это может стать переломным моментом, который мы прошли, а это значит, что мы не сможем вернуться. Мы не знаем последствий такого резкого повышения температуры”.
Массовое обесцвечивание и гибель кораллов в Индо-Тихоокеанском регионе, которые приведут к долгосрочному ущербу экосистемам и миллионам людей в тропических регионах Земли, которые зависят от них, могут усугубиться, если выбросы парниковых газов не уменьшатся, сказал он.
Крошечные бурые водоросли, обитающие в кораллах, очень чувствительны к перепадам температуры. “Как и у нас, у людей, есть определенная температура, при которой мы чувствуем себя прекрасно. Но затем одна или две температуры выше этой, и вы мертвы. Это в планетарном масштабе. Это шокирует”.
В июле 2023 года на земле был самый теплый день с 1910 года, а также самый теплый месяц с точки зрения верхних температур моря.
Хоэг-Гульдберг подчеркивает: “Что мы знаем из 40-летней истории, так это то, что существует очень сильная, тесная связь между таким количеством энергии в системе и силой штормов и воздействием на биологические системы. Это очень хорошо установлено”.
По мере обесцвечивания и отмирания коралловых рифов среда обитания, от которой зависят многие связанные с рифами виды, исчезает, что приводит к коллапсу экосистемы. По словам исследователей, это может подорвать до 25% биоразнообразия океана.
Он призвал политиков и мировых лидеров “действовать быстрее и с большей решимостью, чем когда-либо прежде”, чтобы сократить выбросы парниковых газов и “доверять науке”, которая будет направлять нас.
“Это научно обоснованная инженерная проблема”, - сказал Хоэг-Гульдберг. “Нам нужно установить параметры. Нам нужно определить, как работает наша планета, и сделать это в рекордно короткие сроки. Поскольку у нас есть ресурсы, мы можем это сделать. Но мы должны быть умными и вовлекать всех. И убедитесь, что мы получим систему, которая на некоторое время охладит планету или, по крайней мере, какое-то время не увеличит температуру”.