Метод транскраниальной (трансчерепной) магнитной стимуляции (ТМС) мозга общепризнан, неинвазивен, то есть позволяет воздействовать на нейроны без просверливания отверстий. Он давно используется для реабилитации после инсультов, энцефалита, при ДЦП, для лечения депрессивных расстройств даже у беременных женщины. Суть заключается в том, что к голове пациента прикладывается прибор, который создает переменное магнитное поле, которое внутри головного мозга создает электрическое вихревое поле, активизируя нейронные сети.
— Лаборатория ННГУ специализируется на исследованиях методов реабилитации постинсультных больных с нарушением двигательной активности, — рассказывает Сусанна Юрьевна. — Как правило, они не могут двигаться, но после так называемого идеомоторного тренинга, в основе которого лежит активное представление движения, состояние улучшается. Все дело в том, что он напрягает нейронную сеть, которая ответственна за это движение, в результате чего движения начинают постепенно восстанавливаться и в реальности. В нашей лаборатории мы строим нейроинтерфейсы, которые классифицируют активность головного мозга по моторному изображению, то есть помогаем людям моторно воображать.
— Где же находится та область мозга, которая помогает так воображать?
— Это дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга, она расположена в передней части лобных долей. В обычной жизни именно этот участок мозга активируется при планировании тех или иных движений. Мы решили дополнительно простимулировать его методом ТМС у совершенно здоровых людей — спортсменов — для улучшения реакции и, соответственно, координации их движений.
— Расскажите, как именно вы это делали, кто участвовал в эксперименте?
— В эксперименте участвовали 60 добровольцев. Мы надевали им на голову шапочки с электродами, через которые подавали в префронтальную кору мозга электромагнитные импульсы. Длительность воздействия составляла 10 минут. В итоге мы зафиксировали ускорение генерации соответствующих команд в мозге и следующих за ними движений. Оказалось, что такой тренинг у здоровых людей улучшает координацию и реакцию.
— Надолго ли?
— Примерно на 1,5–2 часа.
— Как вы это проверили?
— На мониторе есть стрелка, отображающая задержку между появлением нейронного стимула и паттерном, то есть самим движением. Так вот, у людей с ТМС эта задержка была на 20% меньше по времени.
— В каких видах спорта это может пригодиться?
— Там, где нужна хорошая реакция и координация, к примеру, вратарю, фигуристу, пловцу и пр. Причем метод одинаково эффективен как для мужчин, так и для женщин.
— Противопоказания имеются?
— Метод противопоказан людям со склонностью к эпилепсии и с металлическими имплантатами в голове.
— Я правильно поняла, что слишком часто прибегать к такой стимуляции нельзя?
— Скорей всего, нет, ведь если метод может лечить последствия инсульта, значит, он теоретически может вызывать и нежелательные эффекты. Но пока это не доказано.
— Где еще, кроме спорта, можно использовать метод ТМС?
— Мы разрабатываем нейроинтерфейс, который позволит предугадывать снижение концентрации у операторов сложных систем, у водителей, пилотов, машинистов и стимулировать активность их мозговой деятельности очень коротким импульсом.
— Это значит, в будущем все водители будут ходить в шапочках ЭЭГ?
— Нейроинтерфейс активно шагает в массы. Вместо тех шапочек ЭЭГ с множеством проводочков, которые мы используем в лаборатории, уже разработано множество других приспособлений, к примеру, элегантные обручи, устройства в виде наушников и пр.