Согласно указу, стипендия будет доступна не более, чем для 2000 аспирантов и адъюнктов (сотрудников ФСБ или внутренних войск, готовящих кандидатскую) в год. Все они должны учиться очно и заниматься исследованиями «в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития РФ». Стипендия в размере 75 тыс. рублей назначается на срок от 1 до 4 лет и выплачивается ежемесячно.
Выдвигать кандидатов на получение президентской стипендии будут научные руководители. При этом исключением не станут те, кому ранее уже были назначены гранты и другие стипендии, включая президентские.
Рассматривать заявки от научных руководителей и выбирать достойнейших из достойных будет совет по вопросам назначения и выплат стипендии, который еще предстоит образовать правительству РФ. На это отведено два месяца.
Вопрос о достойной стипендии аспирантам был поднят еще в 2020 году, когда стало понятно, что количество будущих ученых неуклонно падает. Не многим хочется тратить время на научную работу за копейки, ведь стипендия среднестатистического аспиранта не превышает 9 тысяч рублей. С другой стороны, даже среди тех, кто остается в аспирантуре, оказывается немало тех, кто не ставит для себя цели защитить по ее итогам научную диссертацию. К примеру, по данным за 2015 год аспирантуру закончило 25,8 тысячи человек, из них кандидатские диссертации защитили только 4,6 тысячи. Есть мнение, что у остальных просто нет времени готовить диссертации, поскольку из-за скудных стипендий они тратят время на подработку.
В научном сообществе считают, что аспирантам не уделяется должного внимания и даже назначенная президентская стипендия 2 тысячам человек — это, безусловно, хорошее дело, но оно не решит проблемы с научными кадрами.
Есть базовый доход, которые должен получать каждый человек, признанный обществом ценным специалистом, – говорит академик РАН, математик Борис Кашин. – Если наука для молодого ученого – это основная деятельность, она должна обеспечивать его достойное существование. Но у нас же не так, – многотысячная армия аспирантов получает по 6-7 тысяч в месяц. Вы понимаете, они все работают на стороне помимо научных исследований! Потом приходят уставшие в институт и должны разрабатывать здесь искусственный интеллект мирового уровня! Немногие, согласитесь, на такое способны.
Считаю, что сам принцип который применяется у нас по отношению к оплате труда ученых, порочен. Это все равно, что ужин по конкурсу.
– Но раньше тоже выделяли наиболее талантливых...
– Конечно. Это правильно, но и все остальные должны получать достойную плату за свой труд, не нуждаясь в подработках. Мой учитель, академик Сергей Михайлович Никольский в 1940-м году стал сталинским стипендиатом, получал больше, чем доктор наук. Но и тот ученый, который был без высокой стипендии, тоже получал гораздо выше средней зарплаты. Никольский рассказывал мне, какие были соотношения зарплат молодых ученых в пересчете на черную икру. В 1927-м году, когда он после вуза в Днепропетровске пришел в институт молодым преподавателем математики, он получал по 5 рублей в час (часов этих можно было взять, сколько хочешь), профессор — 15 рублей в час, а килограмм черной икры стоил 10 рублей. Молодой специалист почти ни в чем себе не отказывал: мог жить в гостинице, питаться в ресторанах. В 1930-м году, когда начался голод, конечно, стало труднее всем, но все равно, его труд оплачивался достойно. К сожалению, уже несколько десятков лет этот принцип забыт.