История с исследованием останков Дмитрия Александровича началась в связи с проведенными археологическими раскопками в Переславле-Залесском, где в Спасо-Преображенском соборе захоронены останки одного из четверых сыновей Александра Невского. Отчет об исследовании опубликован в научной прессе, в работе приняли участие специалисты Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии», Института археологии РАН и других организаций.
Представители рода Рюриковичей правили на Руси с IX до конца XVI века Согласно «Повести временных лет», родоначальником их был варяг Рюрик, призванный на княжение в 862 году. Однако найденные ранее останки древних князей почти не поддавались идентификации.
Среди четырех сыновей Александра Невского – Василия, Дмитрия, Андрея и Даниила – именно Дмитрий, живший с 1250-1294 годы, больше всех перенял полководческий талант отца. Он унаследовал от него Переславль-Залесское княжество, а также был великим князем Владимирским. Дмитрий умер в возрасте 44 лет и был похоронен в Спасо-Преображенском соборе своего княжества. Таким образом, у ученых было достаточно оснований идентифицировать найденные в соборе останки, как останки сына Александра Невского.
Выделение ДНК из костных останков князя проводили в специально оборудованном помещении («чистой комнате») ФИЦ биотехнологии РАН, – сообщает pcr.news. Для этого были использованы пястная кость, коленная чашечка и ладьевидная кость стопы князя.
Установлено, что Y-хромосома, выделенная из останков Дмитрия Александровича, принадлежит к N1a-гаплогруппе, которая присутствует в геномах большинства современных Рюриковичей, род которых ведется с XI века, со времени царствования князя Ярослава Мудрого. Среди предков князя, по словам генетиков, могли быть представители скандинавских, финно-угорских, славянских и степных, кочевых народов.
Согласно статье, наиболее вероятными отдаленными предками князя Дмитрия по мужской линии были мужчины, захороненные в могильнике Большой Олений остров на побережье Кольского полуострова, датированном 3600 годами. Этот факт может свидетельствовать о родстве Рюриковичей со скандинавами, к которым позже могла попасть эта генетическая линия с Кольского полуострова.
Генетики также исследовали митохондриальную ДНК Дмитрия Александровича, которую он унаследовал от матери. Она принадлежит к гаплогруппе F1b1, которая встречается в Центральной Азии.
Как отметил один из авторов работы, генетик Владимир Волков, группа F1b1 больше характерна для населения Китая и Центральной Азии (Монголии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана). Но именно та линия, к которой принадлежала мать Дмитрия Александровича (F1b1-a3a2a), встречается и у группы современных русских из Брянской, Курской и Белгородской областей. В Y-хромосоме Дмитрия Александровича также есть маркёр, который определяет ветвь потомков Юрия Долгорукого.
Как пояснила «МК» одна из авторов работы, палеоантрополог Мария Добровольская, наличие в геноме Дмитрия Александровича генов многих современных народов, скорей всего говорит о том, что тогда это были всего лишь «кирпичики, из которых потом складывались целые общности». Причем, кирпичики эти, скорей всего были очень схожими между собой. Что же касается версии о более восточном происхождении матери князя, она может базироваться на том, что среди ее далеких предков по женской линии могли быть представители половецких или других народов.
В настоящее время изученные останки сына Александра Невского переданы на хранение в Институт археологии РАН. По словам Добровольской, разрозненные сухие фрагментированные останки князя, которые были в свое время обнаружены в разрушенном саркофаге, теперь хранятся в картонных боксах в условиях с постоянной температурой и влажностью.