Начала заседание президент Российской академии образования Ольга Васильева. Она провела экскурс в историю современной гигиены детей и подростков, приведя, в частности, в пример поучения Владимира Мономаха и «Юности честное зерцало» времен Петра Первого.
С тех пор мало что изменилось. Детям по прежнему требуются забота, внимание родителей, хорошее питание, образование, физические упражнения и отдых. Но как выясняется, даже наша современная цивилизация не дает подрастающему поколению все необходимое. Михаил Пирадов, рассказавший про средний уровень IQ (его проверяли у западных европейцев), отметил, что снижение показателя интеллекта граждан замечают и исследователи в России. Затем он философски отметил: «Что-то на этой планете происходит такое... Если страна в таких условиях захочет быть лидером, потребуется приложить значительные усилия».
Базовый уровень
Итак, чтобы понимать, что делать, надо сначала разобраться, что имеем, начиная со здоровья подрастающего поколения. В России на 145,578 миллиона населения приходится только 30,328 миллиона детей (то есть всего 21%).
По словам следующего спикера, академика РАН Геннадия Онищенко, лишь 27,9 процента от этого количества можно отнести к первой группе здоровья, то есть, к детям с нормальным развитием и уровнем функционирования систем и органов. И это, как выяснилось, еще хороший показатель! «В постсоветские годы (в этой группе) не набиралось и 10 %», – сказал бывший главный санитарный врач РФ.
Большинство же российских детей – 56,3% – относятся ко второй группе здоровья, то есть, здоровы, но с факторами риска по возникновению различных патологий. Третья группа – 13,2% – это дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития, но с сохраненными функциональными возможностями. Четвертая — 0,6% – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, и пятая – 2% – больные дети со значительно сниженными функциональными возможностями.
Безусловно, здоровье ребенка закладывается с самого рождения, а то и до зачатия. Как отметила академик РАН Лейла Намазова-Баранова, современная медицина сегодня выделяет 1000 дней на программирование здоровья будущего человека – то есть с момента зачатия до конца второго года внеутробной жизни. «Однако мы, педиатры, знаем, что это «окно» открывается гораздо раньше, – говорит академик. – К примеру, известно, что если будущая мама будет принимать фолиевую кислоту за шесть месяцев до предполагаемой беременности, то риск возникновения пороков развития нервной системы у будущего ребенка снизится в три раза!»
Намазова-Баранова также считает, что «окно» программирования здоровья не закрывается и после двух лет. Под особым вниманием взрослых должен быть школьный возраст детей.
Школа
Как выяснилось, самочувствие школяров, кроме иных факторов, может ухудшаться в процессе образования из-за переуплотненности классов, многосменного режима учебы, несоответствующей возрасту школьной мебели, излишнего использования цифровой среды. Именно в школьном возрасте у детей часто развиваются миопия, болезни пищеварения, нарушение осанки и нервной системы.
Геннадий Онищенко привел для примера санитарно-техническое состояние российских учебных заведений. Оказывается, в стране – 3680 (2,1%) организаций системы образования не имеют централизованного водоснабжения, 1,4% не имеют системы отопления (7% из них отапливаются за счет простых печек). Дровами в XXI веке отапливают классы в 28 (!) субъектах РФ. Больше всего таких в Забайкальском крае, в Архангельской, Псковской, Тверской областях, в Бурятии, а также в Красноярском крае и Иркутской области. Наибольший же удельный вес организаций, не имеющих централизованных систем водоотведения, водоснабжения и отопления, оказался в Чеченской республике, в Забайкалье и в Тыве.
Больше всего школ работают в две смены в Ханты-Мансийском АО (94,5%), в Чечне (64%) и в Тыве (49,7%).
Что первично - ожирение или Интернет?
От внешних причин, связанных с неудовлетворительным уровнем условий обучения, переходим к причинам индивидуального характера. Современный уровень жизни с пристрастием многих людей к фастфуду уже привел к ожирению 650 миллионов взрослого населения Земли. Дети копируют взрослых, – маленьких толстяков в мире насчитывается уже 379 миллионов.
В России более 28 миллионов человек (24,1% от общего числа взрослого населения) имеют повышенный индекс массы тела. А среди детей ожирением, по данным, которые привел Геннадий Онищенко, страдает каждый третий школьник.
Возможно, избыточная масса тела не столь грозила бы детям, если бы они больше двигались. Но большое количество современных учеников страдает гиподинамией, которая, в свою очередь, идет рука об руку с вовлеченностью детей в киберпространство. По данным ВОЗ, среди почти 4 миллиардов пользователей в мире – 46% – подростки, причем 15% из них находятся в сети по четыре и более часов в день.
Интернет давно вошел в жизнь даже самых маленьких – по данным ВОЗ, 68% детей до трех лет ежедневно используют экранные носители информации, 5% дошкольников имеют профили в соцсетях. Безусловно, ответственность за преждевременное вовлечение в сеть малышей лежит на их родителях, некоторые из них используют Интернет в качестве аниматора (55%) или, – только вдумайтесь, – как инструмент организации пищи (32%)!
Кто-то решит, что вредное воздействие интернета ограничивается только гиподинамией и лишними килограммами. Но ученые провели исследование и пришли к выводу, что от излишней цифровой нагрузки страдают и когнитивные функции детей и подростков.
Когнитивные способности
Внимание, мышление, речь, память составляют основу интеллекта и во многом являются необходимым условием для развития полноценной личности.
По словам кандидата медицинских наук Георгия Каркашадзе, беременность, роды, наследственность, – все это базовый уровень для развития вышеперечисленных качеств. Дальше следуют – социальные факторы, такие как условия жизни в семье и пребывание в образовательном учреждении. Именно с младших классов у многих начинается вовлечение в неконтролируемое пользование гаджетами, от которых через некоторое время начинают заметно страдать те самые когнитивные функции.
Многочасовое «зависание» в компьютерных играх, при просмотре видео влечет за собой целый ряд отклонений в области когнитивной гибкости, работы с текстами, понимания их. У таких детей, как правило, отмечается снижение успеваемости.
«К сожалению, при всем этом, цифровая активность до сих пор не регламентирована, – отмечает ученый. – Если где и встречаются ограничения, – это лишь частная инициатива».
А вот академик РАО Виктор Басюк взглянул на цифровизацию с необычного ракурса. «В последнее десятилетие мы наблюдаем вхождение в сферу образования детей, сформировавшихся под влияний сетевого сообщества, – говорит ученый. – На наших глазах вырастает поколение, чей опыт личностного становления будет опосредован взаимодействием с мощным искусственным интеллектом». По словам Басюка, в связи с этим педагогам просто необходимы новые методики работы с детьми.
Растущее поколение, по словам Басюка, – первое, которое опирается не на «живой» повседневный опыт. Познание этих детей, часто лишенное непосредственной практики, сводится к блужданию по информационным источникам. «В сети от исходного основания они находят многочисленные ответвления, которые дают бесконечный потенциал результативности, – говорит академик РАО. – Это может обессмыслить любую познавательную деятельность. Именно этим в большинстве случаев объясняется неприятие цифровизации учителями. Интернет, по их мнению, надо использовать очень дозировано».
Отмечает ученый еще один аспект, на который учителям не мешало бы обратить внимание. На фоне длительного нахождения детей в киберпространстве, в соцсетях, где особо ценится быстрая реакция, у них выработалась острая потребность в признании их успешности, во взаимообмене психической энергией.
Как помочь учителю скорректировать работу с учетом этого факта? Надо выработать методики постоянной обратной связи с детьми, постоянного диалога, считает ученый.
Между тем. По данным ЦНИИ эпидемиологии в России ковидом переболело 8,4% (47 712) детей, в 49,9% случаев новая коронавирусная инфекция прошла в легкой форме, в 32,3% – было ее бессимптомное течение, в 0,2% случаев – болезнь протекала в тяжелой форме, в 0,005% были зафиксированы летальные исходы.