Нейробиолог Ключарев: «Камеры с ИИ в магазинах Москвы могут нарушать приватность»

Ученый рассказал о плюсах и минусах внедряемой технологии

Пристально наблюдать за поведением покупателей в магазинах Москвы собираются при помощи «умных» камер – такую новацию недавно анонсировали в столице. Предполагается, что уже в ближайшее время начнется тестирование новой системы. Как это устроят, и не нарушат ли такие «умные камеры» права потребителя, «МК» обсудил с ведущим научным сотрудником Института когнитивных нейронаук Высшей школы экономики Василией Ключаревым и юристом Алексеем Федорякой.

Ученый рассказал о плюсах и минусах внедряемой технологии

Предполагается, что эта система, состоящая из камеры и специального компьютера на базе процессора с нейронным ускорителем, будет работать в интересах ретейлеров. Им важно понимать, какие товары привлекают внимание покупателя за счет внешнего вида, и правильно располагать их на полках магазина. Однако при этом им хотелось бы знать, кто именно делает покупки: «Искусственный интеллект определяет возраст, пол и направление взгляда покупателей, чтобы выявить потенциально интересные для них товары на полках», - так анонсируют новшество.

То есть предполагается «плотная» работа с лицами и эмоциями покупателей? Будет ли такой «инструмент» удобен для самих покупателей?

– Это очень серьезная тема, – комментирует готовящуюся к внедрению в столичных супермаркетах технологию Василий Ключарев. – Я знаю, что во многих странах, к примеру, в некоторых районах Лондона, люди уже договариваются об ограничении размещения камер в общественных местах. С одной стороны понятно, что это хороший инструмент для защиты от криминала, но с другой – людям хочется сохранить некоторую privacy, приватность. В этом смысле это большой этический вопрос. 

По словам Ключарева, направление взгляда покупателя, выбор им того или иного товара, особенно в привязке к его полу и возрасту, как раз относятся к той самой теме приватности, и на съем таких данных продавцы, по-хорошему, должны сначала получить от покупателя предварительное разрешение.

– Если вы помните, при входе на тот или иной сайт нас часто спрашивают, даем ли мы согласие на сбор и обработку наших данных. В офлайн-магазинах, по идее, также должно действовать такое правило, – говорит собеседник.

– Важно ведь, у кого потом будет доступ к этим данным?

– Это тоже большой вопрос. Данные могут остаться внутри московского правительства или магазина, а могут и «утечь», к примеру, медицинским компаниям. Те, увидев, что человек плохо выглядит, да еще покупает при этом алкоголь, могут повысить страховку. «А может, пациент ведет нездоровый образ жизни: чего это его вдруг потянуло на жирный йогурт?». В любом случае ему могут нанести если не материальный, то репутационный ущерб.

В последнее время развитие нейросетей выходит на новый уровень. Если раньше добропорядочному покупателю было, условно говоря, наплевать на камеры в магазинах, которые могли фиксировать только правонарушения, теперь ситуация изменилась. «Умные» камеры способны идентифицировать личность и «вытаскивать» более сложную информацию о ней.

– Какую именно?

– Во-первых, ваши вкусовые пристрастия, во-вторых, – круг общения, ведь человек может находиться в торговом зале не один, в-третьих, он может быть не здоров, не побрит, в плохом настроении и пр. Эти все мелочи могут на самом деле многое рассказать о человеке. Сейчас по фотографии в школьном альбоме, по эмоции человека на ней, можно сказать, будет ли он счастлив в жизни.

На современном этапе развития искусственного интеллекта по магазинным видео-роликам, теоретически, можно охарактеризовать личность даже по тому, насколько уверенно мы выбираем продукт, отдаем предпочтение дорогим или дешевым маркам.

– Правы все-таки те, кто пророчит кризис из-за искусственного интеллекта?

– Все опасения по поводу наступающего кризиса, связанного с развитием нейросетей, не беспочвенны. На мой взгляд, он может наступить, но не завтра. По крайней мере, в России просто нет настолько крупных специалистов, чтобы могли анализировать такие тонкие вводные данные. Но в обозримом будущем, они обязательно появятся.

– Маркетологи утверждают, что они все делают исключительно чтобы улучшить качество сервиса и продукции...

– Конечно, это утверждают все, но лучше все-таки действовать по принципу: доверяй, но проверяй.

Комментирует юрист Алексей Федоряка:

– Статьи 23-я и 24-я Конституции РФ говорят нам о том, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, что сбор, хранение и использование информации о его частной жизни без его согласия ни в коем случае не допускаются. Кроме того, есть Федеральный закон о защите персональных данных, согласно которому все данные о человеке, включая цвет его волос, возраст и прочее, могут быть собраны только с его согласия и только если соответствуют цели сбора. Исходя их этого, можно предположить, что съемка покупателей, определения их возраста и пола в привязке к их лицам в магазинах без их разрешения будет считаться нарушением их прав.

– Мы все знаем о случаях утечки личных данных даже из официальных учреждений, паспортных столов и банков, где люди оставляют их под роспись. Как же после этого они решаться давать согласие на их сбор, к примеру, в продуктовом магазине?

– Я слабо представляю, как магазины будут получать разрешение от покупателей на сбор фото и видеоинформации. Может быть, на чеке будет указано, что мы, покупая товар, даем согласие на сбор и обработку своих данных? Что можно тут порекомендовать? Внимательно читайте все, что напечатано, особенно то, что напечатано мелким шрифтом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру