Предполагается, что эта система, состоящая из камеры и специального компьютера на базе процессора с нейронным ускорителем, будет работать в интересах ретейлеров. Им важно понимать, какие товары привлекают внимание покупателя за счет внешнего вида, и правильно располагать их на полках магазина. Однако при этом им хотелось бы знать, кто именно делает покупки: «Искусственный интеллект определяет возраст, пол и направление взгляда покупателей, чтобы выявить потенциально интересные для них товары на полках», - так анонсируют новшество.
То есть предполагается «плотная» работа с лицами и эмоциями покупателей? Будет ли такой «инструмент» удобен для самих покупателей?
– Это очень серьезная тема, – комментирует готовящуюся к внедрению в столичных супермаркетах технологию Василий Ключарев. – Я знаю, что во многих странах, к примеру, в некоторых районах Лондона, люди уже договариваются об ограничении размещения камер в общественных местах. С одной стороны понятно, что это хороший инструмент для защиты от криминала, но с другой – людям хочется сохранить некоторую privacy, приватность. В этом смысле это большой этический вопрос.
По словам Ключарева, направление взгляда покупателя, выбор им того или иного товара, особенно в привязке к его полу и возрасту, как раз относятся к той самой теме приватности, и на съем таких данных продавцы, по-хорошему, должны сначала получить от покупателя предварительное разрешение.
– Если вы помните, при входе на тот или иной сайт нас часто спрашивают, даем ли мы согласие на сбор и обработку наших данных. В офлайн-магазинах, по идее, также должно действовать такое правило, – говорит собеседник.
– Важно ведь, у кого потом будет доступ к этим данным?
– Это тоже большой вопрос. Данные могут остаться внутри московского правительства или магазина, а могут и «утечь», к примеру, медицинским компаниям. Те, увидев, что человек плохо выглядит, да еще покупает при этом алкоголь, могут повысить страховку. «А может, пациент ведет нездоровый образ жизни: чего это его вдруг потянуло на жирный йогурт?». В любом случае ему могут нанести если не материальный, то репутационный ущерб.
В последнее время развитие нейросетей выходит на новый уровень. Если раньше добропорядочному покупателю было, условно говоря, наплевать на камеры в магазинах, которые могли фиксировать только правонарушения, теперь ситуация изменилась. «Умные» камеры способны идентифицировать личность и «вытаскивать» более сложную информацию о ней.
– Какую именно?
– Во-первых, ваши вкусовые пристрастия, во-вторых, – круг общения, ведь человек может находиться в торговом зале не один, в-третьих, он может быть не здоров, не побрит, в плохом настроении и пр. Эти все мелочи могут на самом деле многое рассказать о человеке. Сейчас по фотографии в школьном альбоме, по эмоции человека на ней, можно сказать, будет ли он счастлив в жизни.
На современном этапе развития искусственного интеллекта по магазинным видео-роликам, теоретически, можно охарактеризовать личность даже по тому, насколько уверенно мы выбираем продукт, отдаем предпочтение дорогим или дешевым маркам.
– Правы все-таки те, кто пророчит кризис из-за искусственного интеллекта?
– Все опасения по поводу наступающего кризиса, связанного с развитием нейросетей, не беспочвенны. На мой взгляд, он может наступить, но не завтра. По крайней мере, в России просто нет настолько крупных специалистов, чтобы могли анализировать такие тонкие вводные данные. Но в обозримом будущем, они обязательно появятся.
– Маркетологи утверждают, что они все делают исключительно чтобы улучшить качество сервиса и продукции...
– Конечно, это утверждают все, но лучше все-таки действовать по принципу: доверяй, но проверяй.
Комментирует юрист Алексей Федоряка:
– Статьи 23-я и 24-я Конституции РФ говорят нам о том, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, что сбор, хранение и использование информации о его частной жизни без его согласия ни в коем случае не допускаются. Кроме того, есть Федеральный закон о защите персональных данных, согласно которому все данные о человеке, включая цвет его волос, возраст и прочее, могут быть собраны только с его согласия и только если соответствуют цели сбора. Исходя их этого, можно предположить, что съемка покупателей, определения их возраста и пола в привязке к их лицам в магазинах без их разрешения будет считаться нарушением их прав.
– Мы все знаем о случаях утечки личных данных даже из официальных учреждений, паспортных столов и банков, где люди оставляют их под роспись. Как же после этого они решаться давать согласие на их сбор, к примеру, в продуктовом магазине?
– Я слабо представляю, как магазины будут получать разрешение от покупателей на сбор фото и видеоинформации. Может быть, на чеке будет указано, что мы, покупая товар, даем согласие на сбор и обработку своих данных? Что можно тут порекомендовать? Внимательно читайте все, что напечатано, особенно то, что напечатано мелким шрифтом.