Метеоролог Роман Вильфанд рассказал о своей любимой погоде

Научному руководителю Гидрометцентра РФ исполнилось 75 лет

Заслуженный метеоролог России, научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд сегодня празднует юбилей – 75 лет.

Научному руководителю Гидрометцентра РФ исполнилось 75 лет

тестовый баннер под заглавное изображение

Главный предсказатель погоды страны родился 13 июня 1948 года в Киеве. В 1966 году поступил в Московский государственный университет, на кафедру метеорологии и климатологии на географическом факультете, да на ней и остался преподавать по окончании учебы.

В Гидрометцентр России Роман Менделевич пришел в 1973 году. С 2001 года по 2018 год был его директором, теперь – научный руководитель этой организации.

Зная и общаясь с этим человеком, настоящим профессионалом своего дела, не один год, мы узнали множество любопытных фактов о его работе и о нем самом. Что-то входило в наши многочисленные интервью, что-то оставалось за скобками. Сегодня мы решили вспомнить самое интересное.

Синоптик без зонта

Своим любимым временем года Роман Вильфанд называет позднюю весну, когда ярко светит солнце, цветут цветы и распускаются деревья. «Мне не очень нравится любимое Пушкиным природы увяданье», – говорит он и добавляет, что не может согласиться с выдающимся режиссером Эльдаром Рязановым, написавшим в свое время песню «У природы нет плохой погоды».

«Я очень люблю Эльдара Александровича Рязанова, но как метеоролог все же поправлю его стихи: у природы нет плохих сезонов, а вот плохая погода, увы, бывает. Это опасные природные явления: либо сильные ливни, которые подмывают здания, опоры передач, либо сильный снег, блокирующий движение на дорогах, либо порывы ветра со скоростью 25 м/с, которые сносят крыши домов».

Между тем, метеоролог, по его словам, принципиально не любит зонт: «До 60 лет никогда не брал его с собой. Сейчас иногда прихватываю его на работу. Не спрашивайте меня, почему, я это не анализирую».

Метеорология победила генетику

До поступления на географический факультет будущий ученый неожиданно увлекся генетикой, – зачитывался статьями о ней в журнале «Наука и жизнь». В итоге, когда наступила пора определяться с институтом, ему пришлось выбирать из трех направлений: биофизики, океанологии и метеорологии. Но профессия метеоролога все-таки победила: на это в немалой степени повлиял и прочитанный в молодости роман Даниила Гранина «Иду на грозу», и школьная учительница, чьи экспрессивные рассказы о географических и астрономических открытиях, запали в душу с детства, и чтение о морских погружениях Жака Кусто.

Встречи с животными

«На географический факультет стоит поступать хотя бы потому, что еще во время учебы вы объездите всю страну!», – говорил мне как-то Роман Менделевич. Где он только не был! И Хибины, и Карпаты, и Средняя Азия. Во время одной такой экспедиции с утра студенты услышали звон мисок, оставленных с вечера возле палатки. Выглядывают, – а это волчица с волчатами их вылизывает. Зверье удалось отогнать их без ружья.

Но однажды Роман Вильфанд все-таки взял в руки охотничье оружие.... Первый и последний раз. «Зарядил я ружье, занял удобную позицию, предварительно выслушав наставления, что целиться оленю надо в шею... И вот приходят эти прекрасные животные. Я прицелился, как меня учили, в самца, который стоял метрах в 40 от меня. И тут он поворачивает голову, я вижу глаза этого красивейшего животного.... Сложно передать, что я ощутил тогда. Отложил ружье в сторону».

Облака и математика

На вопрос, что вам больше нравится в вашей профессии, Роман Менделевич выделяет масштабное моделирование метеорологических процессов: «Вот можно, к примеру, словами описать, как формируется облако и эволюционирует в иные формы: кучевое плоское (Cumulus humilis) становится кумулюсом медиокрисом (средним), потом превращается в кумулюс конгестус — мощное, а затем вовсе перерастает в грозовое. А теперь представьте, что всю эту красоту можно так же красиво, почти музыкально выразить при помощи дифференциальных уравнений в частных производных».

Олимпиады без осадков

Перед подготовкой к Олимпиаде-80 от синоптиков требовали невероятного: идеальной погоды. По крайней мере, точного предсказания, в каком месяце ее стоит ожидать. Роман Менделевич был в то время старшим научным сотрудником, только защитил диссертацию. Пришлось применять математический расчет, который показал, что период с меньшим количеством осадков длится в Москве с третьей декады июля до середины августа. Погода ученых не подвела, – после от правительства они получили самые положительные отзывы.

Что касается Олимпиады-2014 в Сочи, там тоже потребовалась помощь синоптиков. Именно по их советам некоторые соревнования проходили в ночное время. А почему? Да потому что дневное не обещало ничего хорошего для спортивных результатов лыжников или сноубордистов: прогнозировались либо сильный ветер, либо ледяные дожди.

Про любовь

Во время одного интервью Романа Менделевича спросили, насколько точно он способен просчитать «погоду» в своем собственном доме, в личных отношениях? «Никакого чутья на этот счет у меня нет! Мне, если хотите, изучение социума вообще не интересно. Я настолько доволен тем, что, выходя на улицу, понимаю, что происходит на небе, что большего мне знать и не хочется. «Вот тут кучевые облака, вот – высоко-кучевые, вот тут перистые. Ух ты! Значит фронт пройдет через 6-8 часов!», – проговариваю я иногда про себя, идя на работу. А семейная жизнь... знаете, это великая тайна, и пусть она такой и остается. Горький сказал: «Если ты знаешь, за что любишь женщину, значит ты ее не любишь». Здесь никакая аналитика не должна работать».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру