Перепись стартовала по стране 20 марта, в Международный день воробья, который отмечают с 2010 года. По словам ученых, мы чаще всего бьем тревогу по редким, экзотическим видам птиц, а про самых обычных, которые даже зимуют в городах вместе с нами, нередко забываем. Считалось, что эти шустрые воробышки всегда свое возьмут, даже в голову никому не приходило, что этот вид может оказаться уязвимым.
В Союзе охраны птиц нам назвали причины, по которым может снижаться численность воробьев в мегаполисах. Это повсеместное «закатывание» улиц в асфальт, выкашивание газонов до созревания на них семян, внедрение в городах мусорных баков закрытого типа, обработка зеленых насаждений от насекомых, которыми птицы выкармливают птенцов, вышки сотовой связи и др. Более точно можно будет дать ответ только после более углубленного исследования.
В своей статье о воробьиной «демографии» 1987 года орнитолог Валерий Ильичев указывал на то, что «средняя плотность домовых воробьев зимой в жилых кварталах центра Москвы составляла 1–6 тысяч особей на 1 кв. км, в центральных парках — 360 особей на 1 кв. км». Численность полевого воробья, который, как правило, обитает в центральных парках столицы, составляла 222 особи на 1 кв. км.
Более чем через 20 лет после подсчета Ильичева воробьев снова посчитали — это понадобилось для Атласа птиц Москвы, который вышел в 2014 году. Зафиксированная максимальная плотность домового воробья в нем была определена уже в 500 особей на 1 кв. км, при этом на многих участках она была заметно ниже.
Максимальная же плотность полевого воробья, рассчитанная по базе данных атласа, составляла 175 особей на 1 кв. км (при средней плотности по всем территориям 25–30 особей на 1 кв. км).
— Методы Ильичева и авторов атласа, конечно, могли различаться, — пояснили нам в Зоомузее МГУ, — но не факт, что существенно.
По словам пресс-секретаря Зоомузея Ольги Рябовой, подсчетов таких с 2014-го по 2023 год больше не проводилось.
Впрочем, сотрудники Зоологического музея МГУ и Центра охраны дикой природы отмечают, что сейчас, по их наблюдениям, резкого снижения численности воробьев — как типичных урбанистов, домовых, так и их собратьев, полевых, — в мегаполисе уже не происходит. Этот вывод сделан приблизительно, ученые еще проводят мониторинг.
С подсчетом пернатых призвали помочь и неравнодушных к птицам горожан.
Для начала им придется пройти небольшой биологический ликбез. Во-первых, надо научиться различать разные виды воробьев. Нам повезло — из семи разных видов, обитающих в России: домового, полевого, черногрудого (Кавказ и Крым), каменного (Кавказ, Алтай), монгольского земляного (Алтай), снежного (Кавказ, Алтай) и рыжего (о. Сахалин) воробьев, в Москве наиболее распространены только первые два вида. Различаются они легко: полевой воробей — это птица с полностью коричневой шапочкой на голове. Отличительный признак — ярко-белые щеки и черные пятна на них. Самцы и самки полевого воробья абсолютно одинаковы.
У домового воробья самцы и самки окрашены по-разному. Самцы яркие, с коричнево-серой головой. Обратите внимание — верх головы у них серый, щечки белые, без всяких пятен. Самки окрашены тускло, не имеют ярких тонов в оперении.
Итак, в один из дней, до 26 марта включительно, выходим на улицу и гуляем по окрестностям своего дома или школы с блокнотом. Домовых и полевых воробьев следует считать отдельно. Легко зафиксировать стайки домовых или полевых возле кормушек, если таковых не нашлось, можно поискать «воробьиные кусты» — места, где они собираются на отдых.
Как фиксировать воробьев.
Для каждого «воробьиного куста» важно определить его адрес или координаты, которые на сайте eurobirdwatch.ru заносятся в отдельную анкету. Там же указываются: тип застройки (многоэтажная, малоэтажная сельская, отсутствие застройки — парк и т.д.); количество домовых и полевых воробьев, фамилия, имя и отчество «учетчика». Кстати, каждому помощнику орнитологов после выпишут еще и сертификат участника переписи «Воробьи в кустах», — его можно будет скачать в личном кабинете после 1 апреля. Ну что, идем гонять, то есть считать весенних воробьев?