Программы по изучению так называемого атмосферного антарктического льда ведутся в рамках комплексного исследования палеоклимата и подледникового озера Восток. По керну — образцам льда, полученным из скважины при бурении, — ученые изучают палеоклимат Земли в районе российской антарктической станции «Восток».
В предыдущие годы полярники извлекали образцы керна возрастом 400 тысяч и 600 тысяч лет. В этом году, в феврале, они успешно пробурили до границы атмосферного и озерного льда, остановившись в 200 с небольшим метрах от его поверхности. Атмосферный лед был извлечен с глубины 3535 метров.
— Лед, который добывается над озером Восток, интересен тем, что мы можем последовательно изучить все временные эпохи, как бы запечатанные в нем, — говорит ведущий научный сотрудник ААНИИ Алексей Екайкин. — Последние образцы доедут до нашего института, расположенного в Санкт-Петербурге, лишь к началу лета. Сейчас мы исследуем еще прошлогодние образцы, которые были доставлены в августе прошлого года.
Сейчас ученые могут оперировать только данными, полученными благодаря керну возрастом 400 тысяч лет. Они хотят выяснить, как менялась температура и содержание парниковых газов.
— Нам известно сейчас, что ледниковые периоды длились по 100 тысяч лет, а между ними были так называемые межледниковые периоды, протяженностью 15–20 тыс. лет, — говорит Екайкин. — Мы сейчас как раз живем в таком межледниковом, теплом периоде, который к тому же характеризуется дополнительным антропогенным потеплением.
— То есть предыдущие межледниковые периоды были холоднее, чем наш?
— Нет, средняя температура предыдущего межледниковья была примерно на 1 градус теплее, чем сейчас. Но температура из-за современной концентрации парниковых газов растет так быстро, что через какое-то время, если этот тренд не изменится, у нас будет теплее. Не исключено, что при таком сценарии у нас примерно через 10 тысяч лет может и не наступить очередной ледниковый период.
— Сколько же, по вашим данным, было парниковых газов 100 тысяч лет назад?
— В холодную эпоху уровень СО2 составлял 180 частей на миллион, в межледниковый — 280 частей на миллион. А сейчас у нас, для сравнения, — 420 частей на миллион, то есть в полтора раза больше, чем в прежние теплые эпохи.
— Какой же была температура в Антарктиде в предыдущие периоды?
— В холодный период средняя годовая температура была –65 градусов, в теплый –55 градусов. Сейчас у нас пока –56, но, как я уже говорил, мы находимся в середине теплого периода, и если выброс парниковых газов в атмосферу продолжится, то мы приблизимся к температуре, которая была 100 тысяч лет назад.
— Все это вы вычисляете по поднятому с глубины керну?
— Да, по его изотопному составу.
— А живых существ вы там не находите?
— В атмосферном керне ничего нет. Мы извлекаем его в центральной части Антарктиды, а потому туда не может долететь даже земная пыль. Бактерии и вирусы даже если и попадают, то вскоре погибают. Чисто теоретически в антарктическом керне может находиться межзвездная пыль, но ее, пожалуй, еще меньше, чем земной.
— Каких сюрпризов вы ожидаете от керна возрастом в миллион лет?
— В тот период происходила перестройка климата на Земле — теплые и холодные периоды его стали чередоваться не через 40 тысяч лет, как раньше, а через 100 тысяч лет. Поэтому в атмосфере могло находиться больше парниковых газов.
Между тем. 6 марта Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды был дан старт строительству научно-экспедиционного судна «Иван Фролов». Оно войдет в состав флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Как пояснили нам его сотрудники, новое судно необходимо для бесперебойной работы антарктических экспедиций. К примеру, в будущем ученым было бы интересно добраться до глубины льда возрастом более 2 миллионов лет.