Полярные регионы – это места, где изменения глобального климата наиболее заметны. До сих пор одна из главных версий связывает их с углеродным следом от промышленности. Мировое сообщество пытается бороться с ним путем введения квот и ограничений, внедрением безуглеродных технологий. Но есть много научных групп, которые не согласны с антропогенной концепцией глобального потепления.
К примеру, недавно был выпущен манифест международного независимого фонда Global Climate Intelligence Group под названием: «Чрезвычайной климатической ситуации не существует». Манифест подписали более 1200 ученых и экспертов со всего мира. Они приводят доказательства того, что известные климатические модели несовершенны, а потому на них нельзя опираться при принятии экономических и политических решений.
Между тем есть и альтернативные версии причин глобального изменения климата. Одной из них стала сейсмогенная гипотеза российских геофизиков из Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Томского государственного университета, лаборатории геофизических исследований Арктики и континентальных окраин мирового океана МФТИ, Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, Института геотермальных исследований и возобновляемых источников энергии РАН (Махачкала) и Института динамики геосфер РАН.
Предлагаемая ими геодинамическая концепция (работа проводилась при частичной поддержке Российского научного фонда) объясняет резкий старт потепления в полярной зоне в 1979–1980 годах именно «ударным» эффектом тектонических волн, вызванных катастрофическими землетрясениями.
По словам академика Лобковского, процесс может иметь взаимосвязь с сильнейшими землетрясениями в ближайшей к арктическому шельфу Алеутской зоне субдукции (линейной зоне на границе литосферных плит, вдоль которой происходит погружение одних блоков земной коры под другие). Эти землетрясения случились в Алеутской дуге в середине прошлого века с 1957 по 1965 год. Сгенерированные землетрясениями волны распространялись в горизонтальном направлении со скоростью порядка 100 км в год, и за 20 лет как раз могли преодолеть 2000 км и достичь Арктического шельфа.
Дальше – деформационные волны могли разрушить газогидраты, находящиеся в мерзлых породах арктического шельфа, и высвободившийся из них метан создал сильный парниковый эффект, который и привел к заметному потеплению. Исследователи приводят в пример подобный механизм выбросов метана и в области прилегающей суши. К примеру, именно им объясняются многочисленные кратеры в тундре, наподобие Ямальского.
***
Между тем, по мнению геофизиков, аналогичный «сейсмогенно-триггерный» механизм мог вызвать фазу аномального потепления и в Антарктике (оно произошло почти синхронно с арктическим). Здесь толчком могло послужить самое мощное за всю историю наблюдений землетрясение 1960 года в центральной части Чилийской зоны. Его магнитуда составила 9,5. В итоге мог произойти заметный рост температуры в Антарктиде и таяние многих ледников, таких, как ледники Ларсена, ледники Уилкинса и Георга VI, ледник моря Росса и другие.
Предложенная геодинамическая гипотеза, по словам Леопольда Лобковского, позволяет пересмотреть экономические и политические решения, которые могут тормозить развитие экономики ресурсодобывающих стран, к которым относятся Россия, Китай, ряд стран Ближнего Востока.