О средней температуре по «Союзу»
Напомним, что в четверг рано утром произошла разгерметизация контура внешнего радиатора «Союза», – из него в течение 10 минут в космос фонтанировала техническая жидкостьhttps://www.mk.ru/science/2022/12/16/posle-chp-v-korable-soyuz-ms22-vocarilas-tridcatigradusnaya-zhara.html. В итоге намеченный на 15 декабря выход российских космонавтов Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина был отменен. Что же касается корабля, в нем изменился тепловой режим, – внутри начала расти температура.
В пятницу, появилась информация (ее распространило «РИА-Новости» со ссылкой на информированный источник), о том, что температура внутри «Союза» достигла почти 50 градусов Цельсия. Официальный Роскосмос эти данные вскоре опроверг, подтвердив повышение температуры только до 30 градусов: «В пятницу специалисты подмосковного Центра управления полетами совместно с российскими космонавтами на станции провели ряд тестов систем корабля «Союз МС-22», в том числе измерение температуры в жилом объеме корабля (спускаемом аппарате и бытовом отсеке), где она составила около +30 градусов Цельсия. Это незначительное изменение температурного режима». Однако, если вчитаться в это «опровержение», можно заметить указание измерения температуры только в спускаемом аппарате и бытовом отсеке. О приборно-агрегатном отсеке (ПАО) там не говорилось. А ведь именно в нем, по данным уже источника «МК», и произошел скачок температуры до 40-50 градусов.
Для космонавтов, которые не находятся в ПАО, опасности никакой пока нет, – сообщили специалисты. – Проводя тестирование корабля, они действительно находятся там, где температура доходит только до 30 градусов. Это жарковато, но не критично. Если им еще направят вентиляционный «рукав» из модуля МКС, находится там будет еще комфортнее.
Экстремальная температура в ПАО прежде всего может угрожать выходом из строя приборов и «мозга» корабля – бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ).
– Если выйдет из строя БЦВМ и другие системы, корабль пропадет, – пояснил источник. Однако отметил, что в принципе все жизненно-важные системы рассчитаны на более высокое повышение температуры, так что запас прочности у «Союза» есть. К тому же ситуацию спасает то, что станция периодически, почти каждый час заходит в тень Земли. Это позволяет приборно-агрегатному отсеку периодически охлаждаться естественным путем.
Как могла возникнуть пробоина
Пока самой расхожей версией по поводу возникновения повреждения радиатора является столкновение корабля с микрометеоритом. Об этом накануне сказал исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев. Его слова подтвердил ТАСС ведущий инженер Института прикладной математики им. Келдыша Виктор Воропаев, уточнив, из какого метеорного потока мог быть тот самый микрометеорит. Дело в том, что как раз на 13-14 декабря, прогнозировался пик одного из самых сильных звездных дождей года – Геминид, плотность потока которого доходит до 150 метеоров в час.
Впрочем, не исключены и другие причины повреждения обшивки корабля, для выяснения которых Роскосмосом уже создана специальная комиссия.
Как сообщили «МК» в космической отрасли, подобного разрушения системы теплообеспечения никогда не было, а потому нет и опыта парирования такой ситуации. Однако специалисты не паникуют, а разрабатывают механизм действий, опираясь на поступающую из космоса информацию, включая фото и видеосъемку места повреждения радиатора, которую сделала накануне при помощи автоматической «руки» ERA Анна Кикина.