– Проблема обостряется в конце осени - начале зимы, когда начинается обработка озимых от грызунов – говорит кандидат биологических наук старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН (ИПЭЭ РАН) Анна Шубкина. Она входит в группу ученых, которые не первый год занимаются этой проблемой.
По ее словам, причиной гибели тысяч животных становятся некоторые виды химикатов, которые рассыпают на полях с озимыми против мышей в простонародье – «крысиный яд», по-научному - родентициды. Их разновидностей очень много. Впрочем, в Государственном Каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, указаны только коммерческие названия, а не действующие вещества, их концентрации, степени очистки и т.п. Ну откуда простой работник и даже агроном, может знать, что в последние десятилетия в качестве отравы распространились препараты хронического действия (антикоагулянты 2-го поколения), которые постепенно накапливаются в организмах живых существ. На современном рынке эти препараты составляют 87% от всех производимых родентицидов. В массовом сознании принято считать, что они не опасны ни для кого, кроме зловредных мышей. Но так ли это?
– Факты гибели или отравления зверья зафиксированы в Ставрополье, в Волгоградской, Ростовской, Орловской, Курской областях, в Краснодаре, в Крыму, – перечисляет Шубкина. – На полуострове в конце прошлого года мертвыми найдены в полях более 70 голов краснокнижной дрофы, ну а серую куропатку, фазана, зайца, ворон, сорок и сов там даже не считали. В этом году лидирует по отравлениям Ставрополь – на маршруте около 5 километров местные охотники нашли 74 зайца и несколько лисиц, – возмущен даже губернатор. Погибшие птицы наверняка есть и там, но их трудно заметить, пока мороз не прибьет траву.
Установить, что причина гибели животных – родентициды, удалось благодаря работе, в которой участвовали охотники, ветеринары и полицейские в Краснодарском крае в 2020 году. Они смогли собрать все тушки погибших животных, найденные на протяжении 7 километров возле полей с внесенной отравой. Всего было собрано более 3000 птиц и зверей. Список видов включал и зерноядных, и хищных птиц, и зайцев. Специальное исследование, сделанное в Краснодаре, определило, что все они погибли не от инфекционных и вирусных заболеваний.
Чтобы выяснить истинную причину их гибели, в ИПЭЭ им. Северцова собрали целый консилиум ветеринаров и провели патологоанатомическое вскрытие погибших животных.
– Оказалось, что часть хищных птиц действительно ела отравленных мышей – у них были поражены желудок и кишечник, – констатирует Шубкина. – Однако, большинству достаточно было только понюхать отравленное зерно, разбросанное в поле. В их желудках не было «крысиного яда», но дыхательная система была поражена.
Дальнейший химический анализ показал, что погибшие в Краснодаре животные были отравлены именно антикоагулянтами 2-го поколения. А это означает, что современная отрава передается по пищевым цепям, что подтверждают публикации по воздействию этого класса препаратов во всем мире. Они не только убивает тысячи животных, но и в конечном итоге действительно опасны для человека.
– Как-то не принято у нас об этом говорить, но уже документально установлены массовые отравления антикоагулянтами людей в странах Европы, Азии и Америки, а в 2019 году и у нас, – говорит биолог. – К примеру, в Самаре и Ульяновске, было госпитализировано около 80 человек, после того, как они поели подсолнечное маслице из обработанных семян.
Почему же в сельских хозяйствах продолжают использовать в качестве отравы столь вредные ядохимикаты? С одной стороны, потребители верят в их относительную безвредность, – ведь яды свободно продаются в магазинах. С другой, – согласно современным нормативам, сотни тысяч гектаров возделываемых полей пребывают вне контроля санитарных врачей, – они даже не упомянуты в государственных нормативных документах. Нет контроля продажи антикоагулянтов второго поколения, нет медицинской статистики – никто не ведет учет заболеваемости людей, работающих с отравой.
Для того, чтобы избежать еще большей беды с населением и дикими животными, ученые предлагают срочно:
1. Создать открытый общедоступный информационный ресурс для публикации в режиме реального времени сведений о планируемых и проведенных обработках земель сельхозназначения родентицидами и другими агрохимическими препаратами.
2. Осуществлять сбор и мониторинг статистических данных обо всех случаях отравлений с нарушением системы гемостаза неясной этиологии и вести единую оперативную статистику о массовой гибели диких животных.
3. Обеспечить информационное сопровождение реализации и использования агрохимических препаратов
4. Обеспечить проведение долговременных научных исследований воздействия новых препаратов и их сочетаний, разработать маркеры, позволяющие определять присутствие опасных веществ без сложных анализов.
Все вышеперечисленное возможно лишь при активном вовлечении и координации работы всех заинтересованных сторон, включая государство. Иначе такой серьезный воз растущих проблем не решить ни на уровне субъектов, ни, тем более, отдельно взятых сельхозпроизводителей.