Сразу скажем, что пока нет ясности по поводу того, какие именно расходы будут сокращены в рамках планируемого Минфином РФ урезания бюджета госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» на 150 миллиардов рублей. В настоящее время в правительстве обсуждается проект бюджетных ассигнований на науку в 2023-2025 годах, проект пока не обнародован.
– Когда до нас дошли сведения о планируемом урезании бюджета госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ», Профсоюз выразил серьезную обеспокоенность ситуацией, – говорит Евгений Онищенко. – Наша наука и без того хронически недофинансируется. Сейчас, в условиях санкций, когда роль науки растет, когда все говорят о необходимости опоры на свои силы, технологического развития, импортозамещения, мы хотели бы надеяться на резкое увеличение расходов на научно-технологическое развитие, а начались разговоры о сокращении. Напомню, что у нас финансирование науки сильно отстает от наиболее развитых стран, если брать отношения затрат на науку к ВВП.
В России внутренние затраты на исследования и разработки составляют 1,1 % ВВП, тогда как в Китае, США, Японии, Южной Корее, ведущих европейских странах они составляют от 2 до 4 % ВВП. Как можно в таких условиях ускоренно развиваться, выходить в лидеры?
Наш Профсоюз объединяет работников академических институтов, поэтому больше всего для нас важны расходы на фундаментальные исследования, которые во всем мире являются зоной ответственности государства. Но и тут все совсем не радужно. В 2022-м году на фундаментальную науку выделяется 229,3 миллиарда рублей. Казалось бы, не так мало. Но возьмем экспертную оценку реальной потребности в бюджетных расходах. На 2023-й год РАН рекомендовала выделить 383 миллиарда рублей на фундаментальную науку, что составило бы около 0,3% ВВП. Соответственно, рекомендовалось также повысить выделение бюджетных средств на 2024 и 2025 годы. Если бы это случилось, то Россия могла бы догнать по уровню финансирования фундаментальной науки в отношении к ВВП, не ведущие страны, нет, а всего лишь Венгрию или Португалию. Однако Правительство традиционно игнорирует рекомендации Академии наук и, скорее всего, финансирование фундаментальной науки в 2023 году вырастет очень незначительно, лишь по сравнению с текущим годом.
Справка «МК». По данным Организации экономического сотрудничества и развития за 2020 год объем финансирования фундаментальной науки в Венгрии составил 0,3 % ВВП, в Испании - 0,29 % ВВП, в Португалии - 0,31 % ВВП. Для сравнения, в США это 0,48 % ВВП, во Франции - 0,5 % ВВП, в Южной Корее - 0,7 % ВВП. В России он по-прежнему не достигает даже 0,2 % ВВП.
Узнав о планах Минфина РФ по сокращению расходов, Профсоюз в конце июля направил председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину письмо с критикой планов Минфина по сокращению финансирования науки.
– Мы обратили внимание на напряженную геополитическую ситуацию, санкции, в такой ситуации ни в коем случае нельзя сокращать вложения в научные исследования, нужно их наращивать, – поясняет Онищенко. – Кроме того, мы напомнили, что 2022-2031 годы объявлены президентом Владимиром Путиным Десятилетием науки и технологий. Это что же получается за Десятилетие науки без выделения необходимых науке средств?
Обратили ученые в письме внимание и на проблему с индексированием заработной платы работников бюджетной сферы исследований и разработок. – В 2021 году заработная плата работников наших институтов не индексировалась, хотя раньше это делалось ежегодно. При этом уровень инфляции в прошлом году составил 8,4%. Не принято постановление правительства об индексации зарплаты работников научных организаций и в 2022 году. А в этом году, по оценкам, инфляция может составить уже 15%. Нельзя откладывать индексацию, если мы хотим сохранить научные кадры, привлечь молодежь. Нужны дополнительные средства на гранты, на оборудование, на многое другое, а не слова.