Как сообщили «МК» в институте, фрески были сбиты со стен Георгиевского собора монастыря, заложенного еще в 1119 году, во время ремонта 1820-х годов и вынесены из здания.
Ранее, в 1990-2000 годах, во время земляных и археологических работ на территории монастыря археологи регулярно находили единичные осколки фресок, но место, где находилась основная их масса, найти не удавалось.
Одно из них было обнаружено в 2014–2015 годах в небольшом шурфе (вертикально вырытой глубокой яме) под строительным развалом. Из-под пола XIX века были извлечены десятки тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи. Сотни лотков с известковыми осколками были переданы в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. На осколках угадывались мужские и женские лики, элементы одежд и орнаментов, пальцы рук и ног, оперение крыльев ангелов и чешуйчатые доспехи святых воинов.
К настоящему времени получены первые результаты изучения фресок: определены основных пигментов красок, их элементный состав.
Так, в насыщенной голубой краске, которая использовалась в древнерусских росписях, был обнаружен один из самых дорогих по средневековым меркам минерал – лазурит, или ляпис-лазурь. Этот минерал добывают в Афганистане, на территории Южного Прибайкалья и в Таджикистане на Памире. Дальнейшие исследования, возможно, позволят определить, на каком именно месторождении был добыт лазурит, который древние мастера использовали для красок Георгиевского собора.
Археологи продолжали искать фрески вокруг монастыря и после 2015 года. В июле 2022 года археологи заложили два шурфа к востоку от собора на территории монастырского газона. В шурфе, который находился за пределами храмовой ограды XVIII–XIX веков, на глубине 60–70 см от современной поверхности земли был обнаружен новый слой строительного развала с кусочками фресок. Все фрагменты различаются по размеру: от мелкого цветного щебня до крупных фрагментов, на которых видны целые лики или их части.
Совместно с археологами музейные сотрудники извлекли из шурфа более 100 планшетов с фрагментами фресок и передали их в филиал музея Центр реставрации монументальной живописи под руководством Тамары Анисимовой для дальнейшей обработки, консервации и изучения.
Большинство вновь найденных фрагментов – это массовый материал без видимых изображений. Менее десяти осколков содержат росписи, определяемые как фрагменты личного письма, и лишь два фрагмента составили одно изображение – лицо женщины.
«Это лицо молодой женщины. Половину высокого лба закрывает белый головной убор или повязка с глубокими зеленоватыми тенями, составляющая верхнюю часть лика, под тонким носом с открытыми ноздрями проходит слом фрагмента. Нижняя часть лица пока не выявлена...», – отметила ученый секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко. Поиск фресок будет продолжен.