Напомним, что первый этап избирательной кампании, который заключался в выдвижении кандидатов от каждого отделения академии, подошел к концу.
Результат таков: за Геннадия Красникова отдали голоса представители 9 из 15 отделений, за Александра Сергеева – 4, за Роберта Нигматулина – 1, за Дмитрия Марковича – 1.
После утверждения на президиуме, который состоится 19 июля, информация об этих кандидатах будет направлена в правительство. У чиновников будет месяц, чтобы определиться: согласовать ли всех четырех претендентов на выборы в академии или кого-то отстранить. В любом случае правительство должно отобрать не менее двух кандидатов для прохождения дальнейших этапов, чтобы потом члены академии могли тайным голосованием выбрать лучшего из лучших.
Видимо, сторона действующего президента посчитала выдвижение в отделениях недостаточным и решила расширить списки предварительного голосования, разослав индивидуальные письма академикам и членам-корреспондентам в Санкт-Петербурге с призывом проголосовать именно за Александра Михайловича.
Надо отметить, что в академической среде это было расценено неоднозначно: одни приняли это как само собой разумеющееся, другие сочли это административным давлением.
Дело в том, что в письме предлагалось подписаться за кандидата Сергеева, указав свою имя, фамилию и должность. Подписантам было обещано, что Сергеев откроет юридически самостоятельное подразделение РАН в Санкт-Петербурге, которое так долго ждут питерские ученые. Однако, как говорят в научных кругах на Неве, открытие такого центра было почти решенным делом еще в 2017 году, когда Александр Михайлович только вступал в должность...
– Закон в принципе позволяет любому из членов академии подать свой голос за любого члена академии, – пояснили в РАН. – Если за одну кандидатуру таким образом проголосуют 100 человек, это будет учтено, и ученый получит право выдвигаться в качестве кандидата на высший пост.
Но одно дело, если бы люди делали это по собственной инициативе, и совсем другое – по указке сверху. По сути ученых лишают свободного выбора: кому захочется открыто становиться в оппозицию к действующему главе?
Мы попросили объяснить рассылку писем членам академии самого Сергея Люлина.
– Я не считаю, что мое письмо может ассоциироваться с «давлением административного ресурса», – пояснил Сергей Владимирович. – Я не нарушал никаких правил, попросив членов РАН, работающих в Санкт-Петербурге, проголосовать за Александра Михайловича. Это моя личная инициатива как сторонника действующего президента РАН.
Член президиума РАН, академик Андрей Забродский после моего письма сделал уточнение. Он сообщил всем, что члены академии могут прийти в здание научного центра на Университетской набережной, дом 5, и проголосовать там за того, за кого сочтут нужным: либо за Александра Михайловича Сергеева, либо за его главного конкурента – академика Геннадия Яковлевича Красникова (аналогичное письмо, но от рядовых членов РАН, появилось в поддержку и этого кандидата. – Прим. авт.). Так что демократический принцип нарушен не был.
– Тем не менее, – говорят члены РАН, – такое голосование является, по сути, только показательным, оно лишь косвенно может повлиять на тайное, которое произойдет в сентябре. Там каждый отдаст свой голос за того, за кого хочет. К примеру, сейчас все ждут начала публикаций президентских программ выдвиженцев. По ним, а также по анализу предыдущей деятельности каждого и будут определять более достойного.