По замыслу разработчиков нового подхода к марсианской робототехнике, группа маленьких двухколесных роботов будет эффективней одного шестиколесного.
Объясняется это тем, что, во-первых, принцип кооперативной работы позволит собрать больше информации об истории планеты, ее атмосфере, наличии следов жизни и воды. Во-вторых, модульный дизайн в разы увеличит время активной работы на Марсе. В третьих, в какой-то момент, при необходимости работы с крупными фрагментами марсианского грунта, «рой» может снова собраться вместе. Кстати, сделать он это сможет в разных комбинациях.
По словам доцента Сколтеха Дмитрия Тетерюкова, о том, что схема работы на Марсе с помощью разделенных аппаратов работает успешней старой, говорит опыт NASA. Агентство отправило в 2020 году вместе с марсоходом Perseverance вертолёт Ingenuity. «Беспилотный вертолёт, обладая высокой скоростью и возможностью обозревать пространство с высоты, позволяет планировать движение тихоходного мобильного робота», – говорит Тетерюков.
Итак, набор двухколёсных роботов, каждый из которых несёт на борту свой инструмент — например, георадар, или спектрометр, или оборудование для сбора проб, может оказаться эффективней тяжеловесного марсохода за счет большего суммарного покрытия территории всеми четырьмя роверами.
Решение также предполагает, что даже в случае выхода из строя трёх роботов последний, четвёртый сможет продолжить выполнять часть исследовательских задач в одиночку, передавая информацию на Землю. Таким образом, время полного завершения миссии можно будет отдалить на много лет.
Почему же ученые до сих пор посылают на Марс исключительно тяжеловесные аппараты-шестиколесники?
Комментарий заведующего лабораторией ядерно-физических приборов Института космических исследований РАН Максима МОКРОУСОВА:
— Для выживания на Марсе любому роверу нужны электричество и тепло. Мы в свое время считали тепловую модель для маленького ровера и пришли к выводу, что ему не пережить и ночь на холодной планете, к которым мы относим Марс. Охлаждение до минус 100 с лишним градусов не позволит его системам нормально работать. Все дело в том, что на больших роверах для выработки энергии и тепла устанавливается радиоизотопный теплогенератор на основе российского плутония (такая «грелка», кстати, находится и на американском марсоходе Curiosity). Рентабельность установки таких источников на каждый маленький фрагмент «роя» никто всерьез не просчитывал, скорей всего, из-за того, что цена одного такого «малыша» с плутонием резко подскочит.