Оценены потери российской космонавтики из-за санкций Запада

Не полетим на Марс, но высадимся на Луну

Возможность снова стать самостоятельной, какой она была с 60 по 90-е годы прошлого века, похоже, выпала российской космической отрасли. Дмитрий Рогозин дал свой ответ на многочисленные санкции Запада, вводимые на фоне военной спецоперации на Украине. Глава Роскосмоса отозвал своих сотрудников с космодрома Куру во Французской Гвиане, откуда стартовали российские ракеты-носители. И уже в понедельник, 28 февраля, Европейское космическое агентство не вышло с нами на связь по вопросам дальнейшего сотрудничества. А ведь у нас в этом году должно отправиться на Марс совместное детище -  автоматическая межпланетная станция «ЭкзоМарс-2022». Полетит или не полетит? Смогут ли летать наши ракеты и спутники без иностранной поддержки, если противостояние продолжится и мы перестанем взаимодействовать с Западом? Об этом мы побеседовали с экспертами космической отрасли.

Не полетим на Марс, но высадимся на Луну
Фото: Роскосмос

Надо напомнить, что санкции посыпались на Роскосмос еще 8 лет назад, в 2014-м, после присоединения Крыма. США перекрыли России доступ к радиационностойкой микроэлектронике космического назначения. Теперь президент той же самой страны пообещал перекрыть санкциями больше половины импорта высоких технологий. «Это нанесет вред их аэрокосмической промышленности, в том числе космической программе», заявил Джо Байден.

Ход Дмитрия Рогозина, отказавшего нашим европейским партнерам в использовании российских ракет «Союз-СТ» для запуска их спутников – наверное, должен был показать, что мы их нисколько не боимся. 

И без того Штаты планировали выпихнуть нас с рынка коммерческих запусков уже в 2023 году. А ведь они являются одними из самых надежных в мире. К примеру, за последние 3,5 года Роскосмос осуществил 79 безаварийных пусков ракет-носителей. Такой статистики нет ни у кого мире.

Роскосмос гордился выведением спутников связи для крупных европейских компаний. Увы, теперь осталось только шесть запусков малых спутников для британской группировки OneWeb и все. Дальше – полная переориентация с европейских заказчиков на страны Азии, Африки, Латинской Америки и арабского мира.

Если учесть, что Запад уже не нуждается в наших ракетах и кораблях и для доставки на орбиту своих астронавтов (у них есть для этого «Crew Dragon” Илона Маска), то о коммерческих успехах нашей отрасли можно на время забыть. Хорошо еще, что мы уже давно не зависим от зарубежных комплектующих: и ракеты-носители, и транспортные корабли летают на своих. Последняя зарубежная система харьковского производства управления для ракет-носителей была заменена на российскую еще несколько лет назад.

А что с безопасностью и навигацией? «Об этом можете не волноваться, – заверили нас в отрасли. Что касается спутниковых группировок, обеспечивающих системы навигации, они, даже если американцы отключат нам GPS, будут нормально работать при помощи установленного сейчас в каждый новый  гаджет родного ГЛОНАССа. Без «проводника» мы не останемся». 

Вопросы, как выяснилось, могут касаться самих спутников. На данный момент их группировка на орбите сформирована полностью. На случай выхода из строя какого-нибудь аппарата их смогут быстро заменить, – запас готовых аппаратов имеется. Но если он иссякнет, то может возникнуть проблема с производством новых. Дело в том, что некоторые электронные приборы для них после отказа США Роскосмос закупал во Франции и на Тайване. Если и те перекроют доступ, придется создавать свои, а это требует дополнительного времени.

«Проблемы с микроэлектроникой, возникшие после 2014 года, заставили нас научиться решать подобные проблемы, – говорит мой собеседник, – что-то мы научились делать сами, что-то еще ищем у зарубежных поставщиков».

«Луна-25»

В качестве примера эксперт приводит наш проект «Луна-25», в запуске которого в июле этого года уже ни у кого нет сомнения. Сев на Луну, он  будет исследовать поверхность в районе южного полюса.

Мало кто знает, что изначально на «Луне-25» предполагалось использовать всего один европейский прибор – камеру «Пилот-Д» для обеспечения высокоточной посадки российского модуля.  

«ЭкзоМарс-2022»

Если с подготовкой к лунному старту у России все более-менее складывается, то по поводу «ЭкзоМарса-2022», который мы планируем к запуску осенью этого года вместе с Европейским космическим агентством, все намного сложнее. Началось с того, что ЕКА отказалось от проведения телемоста с Россией, назначенного ранее на 28 февраля. Должны были обсуждаться дальнейшие действия по подготовке  межпланетной станции к полету. А уже к вечеру понедельника на сайте агентства появилось сообщение о том, что европейские партнеры считают осуществление совместного проекта с Россией в 2022 году  «очень маловероятным». Из сообщения выходит, что данное решение стало следствием российской военной спецоперации на Украине...

«Пока никакого конкретного решения по данному проекту нет. Если наш проект сорвется совсем, плохо будет обеим сторонам, – говорит мой собеседник. – У нас есть посадочная платформа «Казачок» для аппарата, но нет самого аппарата, у них – наоборот».                                         

«Венера-Д»

Для исследования Венеры Россия с 2012 года начала прорабатывать проект «Венера-Д» (Венера Долгоживущая). Это будет первый отечественный аппарат, который отправится к этой планете с 1984 года. Он направлен на изучение строения, минералогического, химического и элементного состава поверхности Венеры. Правда с реализацией возникли сложности. Сначала мы планировали осуществить запуск с европейцами, потом, когда они отказались, – с NASA. 

 Российская сторона обещала предоставить для программы (старт на Венеру планировался на 2029-2030 годы) ракету-носитель «Ангара-А5», орбитальный модуль и большой посадочный модуль. Американцы предлагали для миссии долгоживущие маленькие и простые по устройству зонды (весом до 10 кг) с хорошей защитой от перегрева. 

Фото: Роскосмос

Однако в 2021-м Штаты заговорили о желании разрабатывать еще два венерианских проекта самостоятельно. Конечно, объединение финансовых и интеллектуальных ресурсов нам было бы выгодней, но, похоже, как и в 60-х годах прошлого века, придется осуществлять миссию самостоятельно. «Еще в конце 20-го года Рогозин пришел к пониманию, что «Венеру-Д» надо реализовывать на национальном уровне, с такой долей участия зарубежных партнеров, чтобы при их отказе, проект не пострадал», – пояснили нам в Роскосмосе. Теперь, получается, проект «уходит» за 2030-й год.

«Спектр-РГ»

Сразу после начала боевых действий российской армии на Украине немцы отключили свой телескоп, установленный на российской астрофизической обсерватории «Спектр-РГ». Он работал с 2019 года на пару с нашим, проводя фотографирование Вселенной. Глобальный обзор звездного неба предполагал шесть циклов. Каждый цикл добавлял информацию о новых звездах, помогал увидеть динамические процессы на небе. Спецоперация российских войск началась, когда телескопы отрабатывали, если не ошибаюсь, пятый цикл... После этого телескоп  перестал передавать свои данные. Теперь мы словно наблюдаем за галактиками, звездами и квазарами одним глазом.  «Обзор наш сузился существенно, – говорят ученые, – потому что немецкий телескоп был основным в этом «тандеме»».

«Введенные европейской стороной санкции несут реальные убытки Роскосмосу», прокомментировали ТАСС в госкорпорации. В космическом ведомстве намерены оценить их и выставить своим партнерам в Европе счет на оплату. В Роскосмосе также сравнили партнеров со страусами, мол, те прячут головы, уклоняясь от объяснения санкций, и при этом «грубо нарушают партнерские соглашения и разрушают общую мечту об исследовании космоса».

МКС

Но есть все же единственное место, которое никак не затронули санкции, связанные с украинскими событиями. Это Международная космическая станция. Ее разве что «упомянул всуе» в своей ответной речи Байдену Дмитрий Рогозин, напомнив, что в случае серьезных санкций по линии научно-технического сотрудничества может пострадать и космическая программа США.

«Или вы хотите самостоятельно управлять МКС? Задает он вопрос на своей странице в Твиттере. – Может президент Байден не в теме, так объясните ему, что коррекция орбиты станции, ее уклонение от опасных сближений с космическим мусором, коим ваши талантливые бизнесмены загадили околоземную орбиту, производится исключительно двигателями российских грузовых кораблей «Прогресс МС». Если заблокируете сотрудничество с нами, кто спасёт МКС от неуправляемого схода с орбиты и падения на территорию США или Европы?». «SpaceX” – ответил ему тут же Илон Маск, который следит за новостями на странице гендиректора Роскосмоса.

Вот такое ныне у нас взаимодействие с нашими американскими и европейскими партнерами. На этом фоне у России остается только один крупный  потенциальный «товарищ» по исследованию космического пространства – это Китай. Как известно, с ним подписан ряд соглашений о намерении по созданию совместной научной лунной станции на поверхности.

Есть еще в планах – разработка и создание собственной высокоширотной станции РОСС, которую, по мнению моего собеседника, мы можем создать самостоятельно после 2026 года: «Уж три то блока соберем, а дальше – видно будет».

Главное, по его словам, дать сейчас реальную работу молодым специалистам, чтобы у  старых, опытных конструкторов была возможность передать им свой опыт, разрабатывая конкретные летные изделия.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28735 от 2 марта 2022

Заголовок в газете: Санкции вышли на орбиту

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру