Эксперты оценили прогноз скорого снижения опасности коронавируса

Расслабляться не стоит: «Вирусная эволюция — не улица с односторонним движением»

Станет ли COVID-19 менее опасным по мере своего развития? Многие задаются этим вопросом, но эксперты предупреждают, что вирусная эволюция — это не улица с односторонним движением — и продолжающееся падение вирулентности нельзя воспринимать как должное.

Расслабляться не стоит: «Вирусная эволюция — не улица с односторонним движением»

В последние недели на фоне продолжающейся пандемии коронавируса часто повторяются лозунги: «Варианты будут развиваться, чтобы стать мягче» и «COVID станет эндемическим», пишет The Guardian. Тем не менее эксперты предупреждают, что ни одну из этих вещей нельзя воспринимать как должное.

Те, кто утверждает, что вирусы со временем становятся менее смертоносными, часто ссылаются на грипп. Оба вируса гриппа, вызвавшие пандемии испанского гриппа 1918 года и свиного гриппа 2009 года, в конечном итоге стали менее опасными. Однако считается, что вирус 1918 года сделался более смертоносным, прежде чем стал слабее. И другие вирусы, такие как Эбола, со временем становились более опасными.

«Это заблуждение, что вирусы или патогены становятся мягче. Если вирус может продолжать передаваться и вызывать множество заболеваний, он это будет делать», — предупреждает профессор Дэвид Робертсон, глава отдела вирусной геномики и биоинформатики в Центре вирусных исследований Университета Глазго.

Вирусы стремятся создать как можно больше своих копий и распространиться как можно шире. Хотя не всегда в их интересах убивать своих носителей, пока они передаются до того, как это произойдет, это не имеет значения. Sars-CoV-2 не убивает людей в период наибольшей заразности; люди, как правило, умирают через две-три недели после заболевания. При условии, что вирус не эволюционирует, чтобы сделать людей настолько больными, что они не будут или не смогут смешиваться с другими людьми, пока они заразны, вирусу все равно, есть ли какие-то жертвы на этом пути.

Неясно и то, что Sars-CoV-2 действительно становится все мягче. Штамм «Омикрон», по-видимому, менее опасен, чем варианты «Альфа» или «Дельта», но оба эти варианта вызывали более серьезное заболевание, чем исходный штамм из Уханя. Важно отметить, что вирусная эволюция — это не улица с односторонним движением («Омикрон» не произошел от «Дельты», а «Дельта» не произошла от «Альфы») — она более случайна и непредсказуема.

«Эти [варианты, вызывающие обеспокоенность] не переходят один в другой, и поэтому, если эта модель сохранится и через шесть месяцев появится еще один вариант, все может быть хуже, — прогнозирует профессор Робертсон. Важно не предполагать, что «Омикрон» неизбежно станет концом эволюции Sars-CoV-2».

Существует вероятность того, что «Омикрон» настолько заразен, что достиг потолка, благодаря которому будущие варианты будут бороться за то, чтобы превзойти его. Но всего несколько месяцев назад люди говорили то же самое о «Дельте». Кроме того, «Омикрон», вероятно, продолжит развиваться. «Может случиться так, что, поскольку «Омикрон» заражает так много людей, этому первому [варианту] «Омикрона» будет труднее оставаться таким же успешным, и это создает пространство для вируса, который лучше уклоняется от иммунного ответа», — говорит Дэвид Робертсон. .

А как насчет идеи о том, что Sars-CoV-2 может стать эндемичным? Политики, как правило, используют это как обозначение того, что мы продолжаем жить и забываем о существовании COVID-19, пишет The Guardian. Что на самом деле означает эндемичность, так это заболевание, которое постоянно присутствует, но при котором темпы заражения предсказуемы и не выходят из-под контроля.

«Оспа была эндемичной, полиомиелит эндемичен, лихорадка Ласса эндемична, а малярия эндемична, — говорит Стивен Гриффин, доцент вирусологии Университета Лидса. – Корь и эпидемический паротит эндемичны, но зависят от вакцинации. Эндемичность не означает, что что-то вообще теряет свои зубы».

По мере того как все больше и больше людей вырабатывают иммунитет к Sars-CoV-2 или выздоравливают от инфекции, вероятность того, что вирус вызовет тяжелое заболевание, снижается. Но затем он может снова развиться.

Хорошая новость заключается в том, что это становится менее вероятным по мере того, как вакцинируется больше населения мира.

«Идея о том, что мы достигнем эндемичности в ближайшее время, также кажется немного противоречащей тому факту, что у нас только что было несколько недель чрезвычайно взрывного экспоненциального роста, а до этого мы все еще наблюдали экспоненциальный рост «Дельты», — утверждает Стивен Гриффин. .

Превращение COVID в болезнь, с которой люди действительно могут жить, требует большего, чем национальная кампания по вакцинации и принятие желаемого за действительное; для этого требуются глобальные усилия по улучшению эпиднадзора за новыми вариантами и поддержка стран в борьбе со вспышками у источника по мере их возникновения. Это также требует больших инвестиций в очистку воздуха и вентиляцию, чтобы уменьшить передачу в пределах наших собственных границ, если мы смешиваем в помещении.

Все надеются, что коронавирус станет мягче, а COVID станет эндемическим или, скорее, достаточно управляемым, чтобы не портить нашу повседневную жизнь. Но это надежды, а не факты, и повторение этих мантр не ускорит их осуществление, подчеркивает The Guardian.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру