Напомним, что модуль «Наука» стартовал к МКС в среду, 22 июля, в 17.58 по московскому времени, но не смог поднять свою орбиту до оптимальной высоты — у него не включились двигатели (всего таких включений за 8-дневный полет к станции должно быть четыре). Существовал риск того, что если модуль не начнет движение вверх, то долго на той эллиптической орбите, на которой он оказался после заброски в космос ракетой «Протон-М» (с перигеем в 195 и апогеем в 375 километров), он не продержится и плавно начнет снижение…
«Мы не можем этого допустить, — говорили нам не под запись ответственные лица. – С нас же головы снесут!»
Официальный Роскосмос хранил молчание до вечера четверга, объясняя это неоднозначностью ситуации: «Подождите немного, не нагнетайте! Дайте специалистам поработать в тишине!», — просили нас. И мы терпеливо ждали.
Неофициальные источники называли несколько причин «нештатки»: от сбоя в программе до технических неполадок с топливной системой.
Пока одни предполагали, профессионалы в ЦУПе делали свое дело, пытаясь вновь и вновь запустить упрямый двигатель. Первый маневр, по информации пресс-службы Роскосмоса, состоялся в четверг, в 18.07 по московскому времени, когда двигатели модуля были включены на 17.23 секунды. Второе включение двигателей состоялось в 20.19 и продлилось уже 250,04 секунды.
После этих спасительных сеансов связи обновились и параметры орбиты модуля: высота перигея: 230,43 км, апогея — 364,86 км. Нижняя граница оказалась выше первоначальных показателей, что не могло не порадовать. И самое главное: работоспособность двигательной установки модуля была восстановлена.
Несмотря на то что расстыковка и затопление модуля «Пирс» (он должен освободить место для стыковки МЛМ) перенесли с 23 июля на субботу, 24 июля, стыковку модуля с МКС специалисты планируют провести, как и предполагалось ранее — 29 июля. Что ж подождем, осталось уже меньше недели.
А пока вспомним историю «Науки». Модуль готовили к запуску больше четверти века. Его начали создавать в Центре им. Хруничева в далеком 1995 году как дублер функционально-грузового блока «Заря» (первого модуля МКС). Дублирование функций нештатных ситуаций на Земле позволяет лучше понять, как справляться с ними в космосе. К 2004 году никаких особых вопросов по «Заре» уже не оставалось, и руководство Роскосмоса решило отправить дублера в космос: включить его в состав МКС как дополнительный модуль российского сегмента. Планировалось сделать это не позднее 2007 года...
Однако сборка его была завершена только в 2012 году, после чего из Центра Хруничева изделие было перевезено в РКК «Энергия» для испытаний.
На нем уже начали отрабатывать будущие действия на орбите космонавты, но прогремел гром среди ясного неба: специалисты «Энергии» обнаружили в МЛМ большое количество... стружки в трубопроводах топливной системы (позже их обнаружат и в самих топливных баках). В общем, модуль снова вернули в Центр Хруничева, в противном случае запуск со стружкой в системе мог привести к поломке двигателя во время полета.
В общем, работы по устранению недостатков тянулись почти до наших дней.
Многие отговаривали нынешнего главу госкорпорации отправлять «Науку» в космос, ссылаясь на риск, связанный с вероятно оставшимся в баках металлическим порошком, на устаревшие резиновые элементы модуля.
Но решение было принято: «Наука» все-таки вольется в состав МКС. В феврале 2020 года гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил итог модернизации: специалистам пришлось заменить практически все оборудование, за исключением двигательной установки и топливных баков. Срок эксплуатации двигателя был продлен, а вот создать новые баки было уже некому — производивший их в 90-е завод «Серп и молот» приказал долго жить. Что касается забитых стружкой трубопроводов, чистка их оказалась невозможной, и предприятие заменило их на новые. Всего было заменено 576 трубопроводов. После такого апгрейда МЛМ получил литеру «У», что означало — «усовершенствованный».
Если дальше все пойдет по намеченному плану, «Наука» станет 17-м по счету модулем МКС, а также четвёртым научным модулем станции после американской лаборатории «Дестини», европейской «Коламбус» и японской «Кибо».
Кстати, на МЛМ-У появится возможность крепить оборудование снаружи (чего не планировалось в первоначальном варианте). На это сразу откликнулись ученые, пообещав оснастить модуль своими приборами для изучения изменений климата и космических лучей... Главное, чтобы предстоящая стыковка с МКС прошла без сучка без задоринки.