В настоящее время, по словам Сергея Позднякова, на борту МКС находятся два скафандра «Орлан-МКС», срок годности которых зависит от количества выходов в открытый космос. Сейчас это количество составляет около 20 выходов, что в среднем лет на пять больше, чем у предыдущей серии «Орлан-МК». Однако в каждом из имеющихся скафандров уже выходили в открытый космос по 4-5 раз, и сейчас НПО находится в процессе заключения нового договора с заказчиком на поставку на станцию трех новых скафандров. «Некоторые проблемы с договоренностями, о которых ранее писало «РИА-Новости», уже решены, процесс пошел», - пояснил нам руководитель «Звезды».
Вскоре после поднятого вопроса, глава Роскосмоса высказался о необходимости конкуренции в деле создания космических скафандров, а также создания для космоса экзоскелетов. Хотя ученые не поняли, как это может быть связано напрямую со сроками заключения договоров.
– В принципе, мы это дело (конкуренцию) только поддерживаем, – ответил заочно Дмитрию Рогозину Сергей Поздняков. – Если появится организация, которая будет делать это лучше нас, ради Бога, я двумя руками «за». В NASA вообще существует практика на начальном этапе выбирать исполнителя по производству скафандров не по первичной документации, а по изготовленным прототипам. Так сразу становится понятно, кто, что и насколько качественно может сделать.
По поводу использования в космосе экзоскелетов, Сергей Сергеевич сказал следующее:
В принципе, было неплохо снабдить наши скафандры элементами экзоскелета. При работе в открытом космосе членам экипажа приходится порой выполнять нелегкую работу по крепежу контейнеров и прочего оборудования. Мало того, что всю работу они делают руками, передвигаются по внешней поверхности на руках, много сил при этом у них уходит на «борьбу» с надутой оболочкой скафандров. В некоторых местах, к примеру, в месте сгиба локтевого сустава, действительно не мешало бы вставить облегчающий движения локтевой шарнир. Примерно полтора года назад, по совету главы Роскосмоса, мы обратились за помощью в этом деле к создателям робота «Федора» – магнитогорскому НПО «Андроидная техника». Но, увы, ничего подходящего робототехники нам пока не предложили.
Интересно, что теперь на предприятии «Звезда», как и на других предприятиях, работающих для космической отрасли, появится свой штатный космонавт-эксперт, который будет работать с изготовителями скафандров в тесной связке.
– В рабочем порядке мы и так всегда советовались с космонавтами, - говорит Поздняков. – Теперь же один из них будет закреплен за нами официально. Мы будет работать с Сергеем Кудь-Сверчковым.
Среди последних новинок, которые представляет сейчас НПО «Звезда» на Международном авиакосмическом салоне-2021, есть вариант аварийно-спасательного скафандра «Сокол-М» (в нем космонавты стартуют с Земли), в который специалисты внесли новшество: вместо длинной молнии его будет скреплять жесткое кольцо, разделяющее верхнюю и нижнюю части космического костюма.
- Новая конструкция позволит космонавту быстрее облачиться в скафандр, - поясняет гендиректор «Звезды». – В прежнем варианте был достаточно большой распах, две молнии — гермомолния и еще одна, которая держала силовую оболочку. Требовались большие усилия, чтобы самостоятельно облачиться в такой скафандр. Кроме того, на наш взгляд, вещь была недостаточно надежна, поэтому и решили заменить молнии на жесткий разъем.
Специалисты отмечают еще одно преимущество нового «Сокола-М» перед предыдущей моделью – в нем космонавту легче сходить по нужде. Для этого надо просто отстегнуть нижнюю часть. Несмотря на то, что по правилам, сходить в туалет членам экипажа следует до облачения в скафандры, многие еще хранят старую традицию «сходить по-маленькому» перед стартом на колесо автобуса.