Напомним, что 11 июня, спустя два дня после наблюдательного совета при «Роскосмосе», Крикалев был лишен Рогозиным должности исполнительного директора по пилотируемым космическим программам госкорпорации и переведен в статус советника гендиректора.
В понедельник, 21 июня, пресс-служба Роскосмоса сообщила «МК», что Крикалев продолжает работать на прежней должности. Его оставили директором с формулировкой, что в руководстве госкорпорации «учли опыт и компетенции Крикалева». Мы решили позвонить Сергею Константиновичу и лично попросить его прокомментировать ситуацию.
– Сергей Константинович, вы давали согласие быть советником Дмитрия Рогозина?
– Нет, не давал.
– Ваша должность по-прежнему называется «исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса»?
— Да, я продолжаю работать в Роскосмосе в должности исполнительного директора по пилотируемым программам.
Кстати, то, что Крикалев был против перевода в советники, многие журналисты, работающие в те дни в Санкт-Петербурге, на Международной конференции по исследованию космического пространства GLEX-2021, заметили во время пресс-конференций. В какой-то момент перед Сергеем Константиновичем поменяли табличку с названием его должности (в ней вместо «директора по пилотируемым программам» появилось слово «советник»). Однако на следующем заседании президиума конференции вместо слова «советник», видимо, по просьбе Крикалева, появилось «космонавт».
Вообще при таком раскладе, когда работник не согласен с переводом на другую должность, согласно Трудовому кодексу, никто не вправе его никуда переводить.
Если бы речь действительно шла о «нарушении корпоративной этики», с чем связывало перевод руководство, то должна была быть сначала создана комиссия по профессиональной этике, которая и принимала бы такое решение.
Почему руководство Роскосмоса так нелогично повело себя: сначала отстранило специалиста, а через неделю отменило свое решение, одному Богу известно. По всей видимости, оно действовало импульсивно, не особо обдумывая последствия и не вдаваясь в юридические нормы. А когда Дмитрия Рогозина попросили объяснить причины перевода Крикалева в советники для общественности, он сказал, что не считал важным кому-то что-то разъяснять...
Но Крикалев – не рядовой клерк, он Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. Его знают многие, и не только у нас в стране. Если представить, что на его месте находился бы другой, менее известный специалист? Неужели теперь для того, чтобы предотвращать подобные случаи кадрового произвола, нам придется каждый раз поднимать общественность, СМИ, доводя информацию до сведения первых лиц государства?