Программа «Мозг, здоровье, интеллект, инновации» была рассчитана до 2030 года, и на нее предполагалось выделение 54 миллиардов рублей. Не пугайтесь, это не так уж много, если учесть, что программа рассчитана на 9 лет и «размазана» на несколько институтов.
Еще в январе прошлого года на заседании попечительского совета МГУ его ректор Виктор Садовничий с президентом РАН Александром Сергеевым обратились к Путину с просьбой поддержать программу по изучению мозга, которая в нашей стране никак не получит должного финансирования. Учитывая, что тема исследования мозга сегодня является передовой во всем мире, учитывая огромную значимость клинических исследований по лечению нейродегенеративных болезней века, Путин сказал: «Да, готовьте».
Ученые свою часть подготовили. Она была большая, пришлось сокращать. Документ долго находился на согласовании у вице-премьера Татьяны Голиковой и в конце концов в марте этого года лег на стол президента страны, который его подписал.
Однако — странная вещь — даже после этого никто не выделил на программу денег. Как сообщил нам один из участников — научный руководитель Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан, — первый транш по ней вроде бы расписали на 2022 год. То есть один рабочий год программы уже потерян?
К слову, наши нейробиологи считаются лучшими в мире, именно к нам, по словам Балабана, едет лечить болезни мозга весь Запад. Нам бы нормальное финансирование, и нас бы не догнали ни американцы, ни японцы. Многолетние традиции, потомственные школы…
К примеру, на последнем форуме в Питере была показана передовая для наших дней разработка ИВНД РАН для полностью слепых людей, у которых не работает глазной нерв. Ученые создали вживляемый в мозг специальный электрод, и благодаря ему у слепого появилась возможность различать свет и тень. Есть проект по оптогенетическому возвращению зрения (для тех, у кого нерв сохранен). По словам Балабана, никто в мире этого пока не сделал, наши ученые идут с коллегами из других стран в разработке этих средств на одном уровне. Им, к примеру, нужны деньги, чтобы произвести саму вживляемую матрицу.
Фундаментальная часть программы касается изучения проблемы сознания, которым занимается Институт перспективных исследований мозга МГУ под руководством Константина Анохина. Он находится впереди всех по разработке новых методов создания искусственного интеллекта на основе человеческой нейросети. От математиков выступает сам ректор Виктор Садовничий.
И вот такую важную для всех программу, получается, «задвинули», зашельмовали, сведя к страшилке про микрочипы в мозге?! «Федеральная исследовательская программа, которая предполагала изучение возможности управлять внешними устройствами с помощью вживленных в мозг микрокомпьютеров, была закрыта еще в прошлом году, поскольку Правительство России пришло к выводу о ее «нецелесообразности»», — ответили РБК в пресс-службе Минобрнауки.
«Как так? — разводят руками ученые. — А президент, а премьер-министр? Они же не посчитали это нецелесообразным!» Ну да, признаются специалисты, в третьем пункте программы стояла совершенно малая часть разработок для IT-индустрии, вроде описанных в скандальных статьях интерфейсов для обеспечения управления сложными системами (самолетами, АЭС, автомобилями).
Наверное, на основе этого лихие умы, интересующиеся фэнтези типа «Газонокосильщика», и решили «хайпануть», представить серьезные разработки как опасное для свободы человека ноу-хау, которое закончится не чем иным, как повальным вживлением в мозги граждан микрочипов.
«У нас даже нигде не используется термин такой «микрочип», — поясняет Павел Балабан. — А при помощи наших вживленных в мозг электродов уж точно нельзя передавать в мозг никакие команды».
Но реальность такова, что мнение ученых, похоже, никого особо не волнует. Вот как нам прокомментировал ситуацию с программой «Мозг, здоровье, интеллект, инновации» научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов: «Да, программа «Мозг, здоровье, интеллект, инновации» должна была войти в нацпроект «Наука», позже — «Наука и университеты». Но проект остался без движения после поднятого в СМИ «хайпа» о «чипировании мозга». Логика — в нацпроекте не должно быть пунктов, неоднозначно оцененных общественностью. В то же время сейчас Росмолодежь и АНО «Национальные приоритеты» осуществляют сбор инициатив в нацпроекты. Так что возвращение этого проекта в актуальную повестку возможно».
Ну вы поняли? Росмолодежь и автономная некоммерческая организация — конечно, серьезные организации. Но почему они определяют научную повестку страны? При чем здесь они, когда в данном вопросе гораздо важнее мнение академических ученых и исследователей ведущего университета страны?
А может, «хайп» не случаен? Может, из-за нежелания выделять по шесть миллиардов(!) в год на научные исследования ответственные за финансирование лица решили подыграть тем, кто сочиняет страшилки, и спустить дело на тормозах? Только учтите, что, если через десяток лет создадут искусственный интеллект, и это будем не мы, общество вспомнит, кто сегодня, в 2021 году, упорно делал вид, что не понимает истинного смысла нейробиологических исследований мозга.