Выпускница радиотехнического факультета Московского энергетического института оказалась связана с советскими космическими проектами начиная с 1958 года. Являясь сотрудником ОКБ МЭИ, она занималась созданием, настройкой и испытаниями антенных устройств космической связи для многих наших космических кораблей, в том числе для самых первых «Востоков». Общий стаж работы К.К. Белостоцкой в МЭИ «на космос» составляет 62 года. Она — заслуженный создатель и заслуженный испытатель космической техники.
60 лет назад Кире Константиновне довелось работать, налаживая системы передачи сигнала для гагаринской ракеты.
— Что значит для вас тот апрельский день 1961 года?
— Полет Юрия Гагарина —это эпохальное событие для всех землян. Но для меня это еще и личный праздник — счастливейший день в моей жизни. Ведь я была участником этого исторического запуска. Находилась на фирме С.П. Королёва в КИСе (Контрольно- испытательной станции) 44-го цеха.
Я руководила бригадой настройки антенной телеметрической системы корабля «Восток». В нашей документации этот корабль назывался «объект 3КА», где «3К» — номер модификации, а вот буква «А» означала повышенную надежность системы, — ведь на данном «объекте» в космос полетит человек!
Интенсивность выполнения заданий, связанных с подготовкой корабля к полету, была очень высока. Работа по настройке шла круглосуточно, в три смены. Мне приходилось проводить на заводе по две с половиной смены: я приезжала к началу второй смены, оставалась на третью ночную и на начало первой утренней. Уезжала с завода утром, отсыпалась дома и возвращалась в цех.
Весь процесс, которым занималась наша бригада, (настройка, предъявление военной приемке, комплексная проверка) занимал 6-7 дней, а это значит 15-18 смен в таком режиме. Причем все наши работы шли под грифом «Совершенно секретно», поэтому даже моей семье было неведомо, почему я так изматываюсь, работая почти круглые сутки.
Перед запуском Юрия Алексеевич Гагарина провели два успешных старта. На орбиту слетали манекены (мы их называли Иван Ивановичами) с собаками Звездочкой и Чернушкой. И вот наступило время запуска «пилотного» — так на нашем инженерном языке назывался корабль для полета человека.
— Где вы находились во время гагаринской эпопеи?
— Попытаться поехать на полигон Тюра-Там, известный впоследствии как Байконур, на запуск первого «пилотного» мне даже в голову не приходило. Ведь в то время я уже оказалась ежедневно занята в подмосковных Подлипках на настройке «пилотного» номер два, который должен был быть готов к июню и на котором полетел Герман Титов.
Конечно, для нас — людей, которые готовили корабль на фирме Королёва, не являлось тайной, что после запуска собачек в космос полетит человек, но мы не знали, кто именно. Когда вся наша семья смотрела по телевизору трансляцию о встрече Юрия Гагарина, я не могла даже самым близким мне людям сказать, что знаю Юру, много раз видела его в 44-м цехе, где группа молодых офицеров-летчиков — членов отряда космонавтов — стояла около нашего стенда настройки и наблюдала за нашей работой.
14 апреля я была на Красной площади. С трибуны Мавзолея собравшимся людям махал рукой и улыбался своей очаровательной неповторимой улыбкой Гагарин. Такое чувство радостного единения со всеми я испытала в жизни только дважды: в день празднования Победы и в день празднования полета Гагарина.
К сожалению, главный герой этого взорвавшего весь мир события Сергей Павлович Королёв, без которого ничего бы не совершилось, остался тогда из соображений секретности практически никому не известен. И это было жуткой несправедливостью. В тот день именно ему и Гагарину народ на Красной площади должен был кричать «Ура!».
День 12 апреля остается для меня святым. Это мой праздник — праздник человека, сопричастного к такому эпохальному событию.
Читайте материал «Девочка, первая встретившая Гагарина при приземлении, рассказала о своих несчастьях»