Напомним, что трещина была обнаружена в октябре 2020 года. С тех пор космонавты исследуют ее, чтоб понять, как она образовалась и как ее следует эффективнее заделать, чтобы через нее не выходил ценный воздух.
С 21 февраля Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков готовились приступить к активному латанию пока что единственной подтвержденной трещины. Для этого у них было все необходимое, доставленное грузовым кораблем «Прогресс МС-16»: электронный микроскоп, ультразвуковые «течеискатели», герметизирующий материал, разработанный в РКК «Энергия», – набор армирующих накладок с клеевым соединением. Однако перед заклеиванием трещины специалисты ЦУПа посоветовали космонавтам сначала рассверлить ее края, чтобы снять динамическое напряжение и исключить разрастание.
Мы созвонились с российским космонавтом Федором Юрчихиным, который не раз пользовался на борту космической станции дрелью, чтобы узнать, насколько сложен этот процесс в условиях невесомости.
– Федор Николаевич, тот способ, который готовятся применить для предотвращения разрастания трещины наши космонавты, когда-нибудь применялся на борту МКС?
– Нет, обшивку станции еще никто не сверлил – ни с нашей стороны, ни с американской (криминальный случай с обнаружением отверстия от дрели в российском «Союзе МС-09» в 2018 году оставим в данном случае за скобками нашего разговора).
– Что приходилось сверлить в космосе лично вам?
– Это обычное дело для космонавтов, которым периодически приходится выполнять те или иные виды работ по установке нового оборудования на станции. Мне в каждой экспедиции доводилось работать дрелью. К примеру, рассверливать отверстия в кронштейнах для прокладки кабелей, в панелях – для установки датчиков.
– Техника сверления в невесомости отличается от земной?
– Почти не отличается. Если человек научился этому на Земле, то он спокойно сможет проделать это и на борту станции. Единственное, что нужно космонавту с дрелью в руке, – это как следует закрепиться перед работой, принять такую позу, опереться на что-нибудь, чтобы быть уверенным, что его не отбросит невесомость в процессе сверления. Кроме того, если на Земле после сверления пропылесосить желательно, то в космосе пылесос просто необходим именно во время процесса.
– Члены экипажей проходят специальную тренировку по сверлению в Центре подготовки?
– Перед полетом всех членов экипажа в РКК «Энергия» знакомят с инструментарием, который имеется на борту. Если космонавт заявляет, что с каким-то видом инструментов не знаком, его обучат. Если все понятно – он подписывает соответствующий протокол.
– Дрель на станции – обычная или специальная, сделанная для невесомости?
– Самая обычная, но сертифицированная для космического полета. Ее зарядные устройства адаптированы под бортовую сеть.
– Почему, по-вашему, американцы не доверяют нашему методу борьбы с трещинами?
– Возможно, они не знакомы с ним, поскольку не сталкивались с таким ремонтом трещин на Земле. В России же любой автолюбитель знает, как порой эффективно бывает просверливание трещины на лобовом стекле для предотвращения ее дальнейшего роста. Это же закон физики: острое окончание быстрее пробивает себе путь, чем тупое, широкое.
Предыстория – в материале Американцы создали конфликтную ситуацию на МКС: не разрешили россиянам ремонт