Ученые обычно не самая конфронтационная группа, пишет Daily Mail. Но за последние несколько недель обычно уравновешенный мир эпидемиологии оказался в состоянии тотальной войны между учеными, которые жарко спорят о выходе из изоляции, вызванной пандемией COVID-19.
С одной стороны выступают те, кто считают, что люди научатся жить с коронавирусом и будем принимать определенное количество госпитализаций и смертей, как при сезонном гриппе, как компромисс для восстановления нашей свободы.
Вакцины от COVID «возьмут на себя часть тяжелой нагрузки» и означают, что инфекции не обязательно означают госпитализацию и смерть, заявил на прошлой неделе главный врач профессор Крис Уитти.
Но есть альтернативная точка зрения, которая становится все более заметной: все больше ученых отстаивают стратегию, известную как «нулевой ковид» (Zero Covid), то есть почти полное уничтожение вируса. Сторонники этой точки зрения указывают на то, чего добились Китай, Тайвань, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия, где жизнь возвращается к нормальному состоянию.
В течение нескольких месяцев граждане этих стран могли свободно общаться, ходить в театры и посещать многолюдные фестивали, рок-концерты и ночные клубы - часто без маски. Так может быть и в Британии, говорят сторонники «нулевого ковида». При таком сценарии общество будет открыто только тогда, когда число новых случаев COVID станет исчезающе низким и почти каждый человек в стране будет вакцинирован.
Они предупреждают, что надежды каким-то образом удержать циркуляцию очень заразного вируса на низком уровне неуместны, и любая попытка сделать это, вероятно, закончится третьей, ужасающей волной.
На прошлой неделе британский премьер-министр Борис Джонсон опроверг такие утверждения, назвав Zero Covid «недостоверным». Но профессор Деви Шридхар, председатель глобального общественного здравоохранения и советник правительства Шотландии, настаивает, что это возможность, которую следует серьезно рассмотреть.
Ранее в этом месяце профессор Шридхар написала в Интернете, что COVID может закончиться «больше похожим на корь, чем на грипп… ликвидированным в значительной степени в богатых странах с постоянными вспышками, требующими принятия ответных мер». Ее слова вызвали необычайную реакцию со стороны других ученых.
В следующем посте профессор Шридхар обрушилась на ученых с «раздутым эго», которые чувствовали «потребность разорвать друг друга и показать, насколько они умны, за счет других».
Сторонники другой стороны дискуссии утверждают, что искоренить вирус невозможно, даже с помощью вакцины, без еще нескольких месяцев полной изоляции. И даже тогда в обществе, несомненно, найдутся очаги, где вирус мог бы тихо спрятаться, а затем снова появиться, когда его сочтут безопасным.
Между тем, как считает Мартин Хибберд, профессор новых инфекционных заболеваний Лондонской школы гигиены и тропической медицины: «Каждый сценарий открытия общества ведет к росту передачи».
Вирус все еще находится в обращении, и в настоящее время в Британии регистрируется чуть менее 10 000 новых случаев в день. Однако главный вопрос заключается не в том, ударит ли еще одна волна, а в том, когда и насколько серьезной она будет?
Правительство попросило своих научных советников изучить различные сценарии снятия блокировки. Они ясно показали, что снятие ограничений в конце апреля приведет к огромной волне инфекций и к июлю почти 90 тысяч человек будут госпитализированы с COVID - более чем в четыре раза больше, чем в апреле прошлого года.
Советники оказались невероятно точными в своих прогнозах на предыдущих этапах пандемии, поэтому, возможно, британское правительство проигнорировало оптимистичные призывы некоторых депутатов «притормозить».
Обе стороны, несомненно, знают, что есть проблемы, которые нельзя игнорировать. Во-первых, вакцины необходимо сделать достаточному количеству людей, чтобы они могли выполнять свою работу. И нет идеальной программы вакцинации. К тому времени, когда парикмахерские, тренажерные залы и пабы снова откроются - это запланировано на середину апреля - подавляющее большинство взрослых в возрасте до 50 лет все еще не получат прививку.
Около 20 процентов населения моложе 18 лет, и вакцина не лицензирована для использования среди детей. Несмотря на то, что они вряд ли заболеют вирусом, подростки, в частности, могут распространять COVID. И вакцины не предотвратят болезни примерно у 10-15% людей.
Еще одна часть - по оценкам, еще 20 процентов в настоящее время - может отказаться от прививок. Уровень вакцинации среди чернокожих, азиатских и других этнических меньшинств крайне низок.
Все это повышает вероятность локальных обострений, которые могут распространиться по мере ослабления ограничений.
Конечно, согласно последним исследованиям, наряду с вакциной около 15 процентов населения Британии обладают иммунитетом от предыдущей инфекции. Но, как предупреждали правительственные научные консультанты и другие специалисты, даже этого - помимо вакцинации - недостаточно для достижения «порога коллективного иммунитета».
Еще 14 стран не сообщили ни об одном случае COVID, хотя большинство из них находятся на изолированных островах в Тихом океане и Атлантике.
Коллективный иммунитет достигается, когда достаточное количество людей становится невосприимчивым к инфекции, поэтому она больше не может распространяться.
Ученые считают, что, учитывая распространенный сегодня «кентский» вариант коронавируса с высокой степенью передачи инфекции, 70% населения, возможно, потребуется иметь иммунитет, чтобы это произошло.
Профессор Шридхар заявила, что это не так невозможно, как может показаться, потому что это уже произошло. По ее словам, летом Шотландия была близка к «нулевому ковиду» только для того, чтобы вирус вернулся через туристов, возвращающихся домой из Испании.
Но ее коллега профессор Марк Вулхаус утверждает: «Шотландия не была близка к ликвидации ни на одном этапе этой эпидемии. Кажется, нет никакого способа… чтобы добраться туда, где сейчас находится Новая Зеландия. Мы упустили свой шанс быть похожими на Новую Зеландию еще в феврале».