«Раньше боролись за поднятие своего "хирша", а теперь будут бороться за падение своего перцентиля!», «Скажите, на каком слоге хоть ударение ставить?», «Для чего это? Объясните мне смысл этого нововведения!», – недоумевали научные работники, и без того заваленные в последнее время всевозможными «хиршами» и «квартилями».
О новшестве – новом показателе научной результативности – перцентиле по ядру РИНЦ (Российского индекса научного цитирования), введенном Научной электронной библиотекой elibrary.ru, сообщил вице-президент РАН Алексей Хохлов.
– Он был всегда, и мы в академии наук, отбирая экспертов в той или иной области, опирались, в том числе и на этот показатель. Просто теперь он стал общедоступен, в том смысле, что каждый может сам посмотреть свой перцентиль, - пояснил «МК» Хохлов.
На сайте электронной библиотеки любой ученый, у которого есть научные публикации, мог уже сегодня ввести свои имя-фамилию и узнать перцентиль (от англ. percent), то есть, тот процент от всех российских авторов, к которому он теперь относится по показателю цитируемости. Представьте себе пирамиду. Внизу, - от 100 до 70 процентов — ученые с довольно низкими показателями цитируемости. Чем выше – тем лучше результаты. Иными словами, научные работники с перцентилем «1» или «2» могут претендовать на то, чтобы считаться научной элитой в той или иной области.
- Алексей Ремович, чем отличается перцентиль от индекса Хирша?
- Индекс Хирша – задается количеством ссылок на то или иное число ваших статей. «Хирш» можно определить для ученых всего мира. Что же касается перцентиля – это ранжирование только российских ученых, дополнительный показатель, который полезно знать.
- Надо отметить, что определение перцентиля происходит исключительно по «ядру РИНЦ», то есть, учитываются цитирования того или иного ученого не во всех журналах, входящих в список РИНЦ, а только в тех, что входят в его особый список изданий, индексируемых в Web of Science Core Collection, Scopus и Rissian Science Citation Index, - поясняет Алексей Хохлов. – Причем, работам, в которых цитируются эти ученые, должно быть не больше пяти лет.
- Какова технология подсчета?
- Возьмем, к примеру, всех химиков, входящих в картотеку РИНЦ. Они располагаются в один список, упорядоченный по числу ссылок на работы этих химиков в журналах из ядра РИНЦ. У первых этих ссылок очень много, у последних будет гораздо меньше. После этого этот список разбивается на 100 частей. Если у вас перцентиль «1», значит вы на вершине пирамиды, входите в 1 процент наиболее цитируемых авторов. Условно если 10 тысяч человек, то первые 100 человек — 1 процент (1-й перцентиль), вторая сотня — 2 процента (2-й перцентиль) и т.д.
- Мы слышали не раз, что некоторые не совсем честные ученые накручивают себе индекс Хирша искусственно. Одни ссылаются друг на друга по взаимовыгодному принципу, другие, пользуясь властью, вставляют ссылки на свои статьи в работы своих аспирантов. Не произойдет ли так и с перцентилем?
- Для того, чтобы этого не происходило, учитывается только ядро РИНЦ, – то есть оказались отсечены те журналы, среди которых много так называемых «мусорных», которые порой грешат незаконным накручиванием цитируемости за дополнительную плату. К тому же, перцентиль является просто еще одним наукометрическим показателем и его не надо абсолютизировать. Но все же он достаточно хорошо показывает место ученого среди его коллег.
«О, приятно!», - отозвались сотрудники научного сообщества, которые вдруг обнаружили себя среди 1-го процента счастливчиков.
Не попавшие в наивысшую касту шутили: «Ого, у меня 4 по "Биологии»! Это что же, выходит, я прям такой учОный "первого сорта"? Тогда бы можно ввести показатель "категория" - как у яиц: С2, С1, отборные, деревенские из-под курицы, рязанские страусиные...».
Другие же задались вполне логичными вопросами: «Интересно, какой по формальным правилам должен быть этот перцентиль у единственного ученого в своей области?», «А с какого величины своего перцентиля можно не стесняться, интересно?».