«Мы поспешили первыми сообщить об эпидемии, - сказал глава китайского МИД в интервью «Синьхуа». – Все больше и больше исследований показывают, что пандемия, вероятно, возникла во многих местах по всему миру».
Как напоминает гонконгское издание South China Morning Post, в Китае первые случаи неизвестного тогда заболевания типа пневмонии были выявлены в Ухане 31 декабря 2019 года и вскоре после этого был закрыт рынок морепродуктов, откуда, как считалось, возникло заболевание.
Но Пекин настаивал на том, что не обнаружил никаких доказательств передачи вируса от человека к человеку только спустя три недели, что вызвало широкую критику со стороны Запада, который обвинил Китай в сокрытии.
Комментарии министра Вана перекликаются с комментариями некоторых высокопоставленных чиновников здравоохранения Китая и государственных СМИ, поскольку правительство пыталось изменить представление о происхождении вируса.
В ноябре бывший главный эпидемиолог Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Цзэн Гуан сказал, что, хотя в Ухане и был впервые обнаружен коронавирус, возможно, возник он в другом месте.
Действующий главный эпидемиолог CDC У Цзуню заявлял, что вирус мог попасть в страну через замороженные морепродукты или мясные продукты.
Но министр Ван И - самый высокопоставленный правительственный чиновник, продвигающий эту идею, которая приветствуется внутри Китая, но избегается большинством западной аудитории.
«Мы находимся на переднем крае борьбы за общественное мнение, - сказал глава МИД КНР в интервью «Синьхуа». – Мы решительно против политизации пандемии и навешивания ярлыков на вирус и никогда не позволим лжи загрязнить объективное повествование и коллективную память о борьбе с пандемией».
Комментарии главы китайского внешнеполитического ведомства прозвучали, когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) готовится отправить в январе группу международных экспертов в Ухань с шестинедельной миссией для исследования происхождения вируса на основе образцов, собранных китайскими исследователями у людей и животных.
Однако Джордж Гао Фу, директор CDC, сказал в интервью «Синьхуа» на прошлой неделе, что перед командой ВОЗ стоит непростая задача.
«На поиск вируса может потребоваться много времени», - сказал он. «Также возможно, что вирус исчезнет до того, как мы найдем источник».
Пекин неоднократно заявлял, что аналогичные исследования следует проводить в других странах, в то время как китайская газета Global Times призвала команду ВОЗ изучить людей, которые посетили Ухань до вспышки, в том числе иностранных спортсменов, которые принимали участие во Всемирных военных играх в город в октябре 2019 года.
Исследования, проведенные в других странах, включая Италию и США, показали, что новый коронавирус мог циркулировать в других странах мира до того, как был обнаружен в Ухане и вызвал пандемию.
Исследование, проведенное Центрами по контролю и профилактике заболеваний США, обнаружило антитела к COVID-19 в образцах крови, собранных у американских пациентов 13 декабря 2019 года, за две недели до того, как Китай объявил о пневмонии, вызванной новым вирусом.
Исследование, основанное на серологических образцах в Италии, показало, что антитела против вируса могли присутствовать еще в сентябре 2019 года.
Эти выводы, однако, неубедительны. В правительственных записях, увиденных журналистами South China Morning Post в марте, прослеживается история первого китайского пациента с COVID-19 до 17 ноября 2019 года или даже раньше, хотя случай, возможно, был идентифицирован ретроспективно.
Директор Программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майк Райан заявил в ноябре, что со стороны ВОЗ было бы «очень спекулятивно» заявить, что коронавирус не появился в Китае.
«С точки зрения общественного здравоохранения очевидно, что вы начинаете расследование там, где впервые были обнаружены случаи заболевания людей», - сказал он, добавив, что любые доказательства, собранные в Китае, могут затем привести расследование к другим странам мира.
Помимо попытки перенаправить повествование о происхождении коронавируса, Ван подчеркнул вклад Китая в глобальные усилия по борьбе с пандемией.
«Мы предоставили странам по всему миру более 220 миллиардов масок, 2,25 миллиарда единиц защитной одежды и 1,02 миллиарда наборов для тестирования», - сказал он.