Главная заботой врачей, по словам директора Центра им. Кулакова академика РАН Геннадия Сухих, является потенциальный риск поражения мужской и женской репродуктивных систем. Причем, мужская страдает сильнее женской. Мужчин, по данным академика РАН Армаиса Камалова из клиники МГУ, вообще умирает от коронавируса на 30% больше, чем женщин. И заболевают, причем тяжело, они чаще.
Тяжесть течения болезни связана с высоким уровнем тестостерона.
Врачи Центра им. Кулакова ведут свою статистику рожениц, переболевших коварным вирусом. В Москве на сегодняшний день насчитывается 1832 беременных женщины, заболевших COVID-19. Теоретически их могут ждать характерные осложнения: преждевременные роды, гипоксия (кислородное голодание) плода, задержка внутриутробного развития…
По словам Сухих, на сегодняшний день в Центре получены результаты исследования 950 новорожденных из группы риска по COVID-19. В ходе этих исследований было установлено, что коронавирус определялся в пуповинной крови младенцев (в 1 случае из 34-х) и в плаценте (2 случая из 26). «К счастью, в амниотической жидкости (в околоплодных водах — Авт.) вирус обнаружен не был», - сказал академик/
Отметив, что во всем мире у врачей сейчас нет однозначного ответа по поводу того, способен вирус передаваться от матери плоду или нет, Геннадий Тихонович сообщил, что в Центре недавно как раз был зарегистрирован подобный случай. «Месяц назад к нам поступила женщина на 26-27 неделе беременности. Было известно, что на 21-й неделе она перенесла коронавирусную инфекцию. Несмотря на самые современные средства и способы лечения, мы не смогли сохранить ее беременность, - случились преждевременные роды». Вирус, по словам Сухих, был обнаружен в плаценте. Малыш умер на вторые сутки после родов. Его вес составлял 393 грамма, а рост остановился как раз на 21-й неделе развития в утробе матери, то есть, в период заражения SARS-CoV-2. «Так что мы не можем декларировать, что вертикальной передачи вируса не может быть», - резюмировал Сухих.
Но оказалось, что спор о вертикальном заражении существует не только на международном уровне, но и на уровне отдельно взятого центра. Выступившая следом за Сухих заместитель директора по научной работе ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Лейла Адамян была более оптимистична, подводя итоги 9 месяцев работы Центра в условиях пандемии: «Не увеличена материнская смертность, не увеличено число абортов, не доказана вертикальная передача вируса. Да, его находят в плаценте, но полностью факт заражения не доказан».
Лейла Владимировна извинилась перед женщинами, которым на первых порах отменяли плановые операции: «Вначале мы дрогнули... Исключали плановые операции, и, может, виноваты перед женщинами. А сейчас поняли, что все-таки он (коронавирус) не так страшен... Надо продолжать всю плановую работу. Рестораны могут закрываться, но нацпроект по демографии мы должны выполнять».
Адамян также напомнила, что может являться факторами, приводящими к осложнению течения беременности. Это возраст роженицы, если она старше 35 лет,
наличие гипертонии, сахарного диабета, онкологических заболеваний, ожирения и осложнения при течении предыдущей беременности.
Как-то в период «первой волны» коронавируса в одном медицинском журнале была напечатана рекомендация воздерживаться от зачатия ребенка в течение трех месяцев после перенесенного COVID-19. По словам Наталии Долгушиной, сейчас, когда специалистам еще много не ясно самим, в частности, могут ли быть инфицированы эмбрионы, может ли вирус быть передан половым путем, - четких ограничений по времени зачатия для переболевших нет. «Главное, чтобы пациент выздоровел, - сказала Долгушина. - Обычно на это, а также на полное восстановление как раз и уходят три месяца».