Как ранее сообщал «МК», работа по изучению мозга после длительных космических полетов проводилась нашими и бельгийскими учеными. Российская группа из Института медико-биологических проблем РАН была самой многочисленной.
В эксперименте участвовали одиннадцать российских космонавтов, чей мозг тщательнейшим образом изучался до и после полетов при помощи МРТ. Оказалось, что после приземления в мозге участников эксперимента на несколько процентов уменьшался объем серого и белого веществ при некотором увеличении ликвора (спинномозговой жидкости).
Ситуация с ликвором была предсказуема, потому что ученые и раньше знали, что в полете большая часть жидкости перемещается в сторону головы. А вот что касается серого и белого веществ, изменение их объема требовало дополнительного исследования.
– Вторая часть нашего исследования, результаты которого мы опубликовали на днях в Sciense Advances, дала нам четкий ответ: уменьшение объема серого и белого веществ после полета не связано с нейродегенеративными изменениями. Это адаптивное следствие перераспределения жидкости под действием невесомости. Уже через полгода все приходит в норму, - говорит руководитель исследования, завотделом сенсомоторной физиологии и профилактики Елена Томиловская.
По ее словам, серое вещество уплотняется под давлением спинномозговой жидкости. То же происходит и с белым, которое, впрочем, удивило ученых: под воздействием невесомости оно еще как бы перераспределялось в зоны, отвечающие за пространственную ориентацию и двигательное поведение. Его там оказалось больше, чем у не летавших в космос людей из контрольной группы.
– И связано это, как мы считаем, как раз с пластичностью мозга, – говорит Елена Томиловская. – ЦНС в условиях невесомости приходиться перестраивать двигательную «программу». Как во время плавания - чтобы повернуть направо, надо «грести» налево. В общем, в космосе мозг должен пройти определенную адаптацию к новым условиям, поэтому в зоне движения и происходит увеличение нервных связей, то есть увеличивается количество белого вещества.
Что же касается когнитивных функций космонавтов, они никоим образом от вышеописанной реорганизации вещества не страдают. Все замеченные изменения носят обратимый характер.