Доктор биологических наук, профессор-вирусолог Александр Чепурнов заведовал лабораторией особо опасных инфекций в научном центре «Вектор», а сейчас работает в Институте экспериментальной клинической медицины СО РАН.
- В соцсетях выкладывают видео якобы с зараженными людьми, которые стоят или идут, и вдруг внезапно, будто замертво, падают прямо на улице. Санитары в защитных костюмах грузят их в машины скорой помощи. Ролики сопровождаются титрами: «Вирус буквально косит жителей города Ухань». Как думаете, это фейк или это все на самом деле происходит в Китае?
- Я смотрел эти видео. Мгновенная потеря сознания может случиться при ряде болезней, а также при принятии ряда лекарств. Свою роль играет и нагнетаемая истерия, у людей может быть взвинченное состояние, их преследуют страхи.
Но, с другой стороны, сообщается, что коронавирус сопровождается высокой температурой. А многих людей, когда на градуснике под 40, начинает трясти. При лихорадке на самом деле может случиться обморок. В этом ничего из ряда вон выходящего нет.
- В Китае есть те, кто поборол коронавирус. Пока не создана вакцина, можно ли использовать в качестве «противоядия» сыворотку, которая содержится в плазме крови выздоровевших людей?
- Да, это готовое лекарство. У человека развивается клеточный гуморальный иммунный ответ, вырабатываются антитела (иммуноглобулины) к чужеродному антигену. Когда человек выздоравливает, они никуда не деваются, еще достаточное время циркулируют в крови и обеспечивают нейтрализацию антигена.
Если мы в это время возьмем у человека кровь, отделим сыворотку, то получим готовый иммуноглобулин, который можно ввести больному или заразившемуся человеку. Иммуноглобулин обладает способностью связывать вирус. Можно облегчить состояние больного человека и прекратить развитие инфекции. Особенно, если это будет сделано на самых ранних стадиях болезни.
Я много раз поднимал этот вопрос во время вспышки геморрагической лихорадки Эбола. Люди умирали, летальность составляла 50%. Говорил, что надо у выживших брать сыворотку, выделять из нее иммуноглобулин, очищать. Это все технически отработано. Взять тот же клещевой энцефалит. Если, не дай Бог, клещ присосался, и специалисты определили, что в нем есть вирус клещевого энцефалита, человеку ставят иммуноглобулин.
И в случае вспышки Эболы, до того, как была запущена вакцина, были подобные программы. Я разговаривал со специалистами из Израиля, они мне говорили, да, мы этим занимаемся. Они брали сыворотку у тех, кто перенес болезнь и выжил.
- В закрытом на карантин Ухане находится институт вирусологии, где проводятся эксперименты с самыми опасными из существующих патогенных микроорганизмов. Не могла произойти утечка из одной из биолого-химических лабораторий, в результате которой неизвестный штамм оказался на свободе?
- Каждый раз, когда происходит вспышка непонятного заболевания, обыватели ищут связь. Взять ту же болезнь Лайма, клещевой боррелиоз - инфекционное заболевание, передающееся клещами после укуса. Как-то мне позвонили насчет боррелиоза, потому что этой болезнью заболел канадский певец Джастин Бибер. Первые случаи клещевого боррелиоза были зафиксированы в штате Коннектикут, в небольшом городке Олд-Лайм, отсюда и пошло название заболевания. И прямо напротив этого городка, на острове, Plum Island, располагается секретная, ветеринарная лаборатория Министерства обороны США под №257, где проводятся опыты над животными, и как считается, разрабатывается новейшее биологическое оружие. Обыватели живо связали болезнь Джастина Бибера с этим секретным объектом. Тогда тоже говорили, что произошла утечка.
Но я не очень себе представляю, как это может случиться в современных лабораториях. Понятно, что такое могло произойти в довоенное время, когда с патогенами работали на столах. Но сейчас, на мой взгляд, это исключено.
Я начинал работать в центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» как раз в службе биологической защиты. Перед каждым сезоном мы заливали полы десятисантиметровым слоем воды, чтобы убедиться, что ничто никуда не протекает. Проверяли очень многое, в том числе и герметичность. Утечек быть не могло. Но все равно, когда в окрестностях что-то случалось, например, у всех разом засыхали огурцы, начинали говорили, что «опять на «Векторе» что-то выбросили.
То же и с лабораторией в Ухане. Это исследовательский центр, который оснащен совершенной системой биологической безопасности подобно той, что и у нас под Новосибирском.
Читайте материал "Врачи рассказали о диагностике коронавируса у россиян"