В Петербурге разгорается скандал - объединяют академический институт с вузом

На часть старинного здания претендует Университет информационных технологий, механики и оптики

Представьте ситуацию: вашему соседу Иван Иванычу вдруг понравилась ваша аккуратненькая, только отремонтированная двушечка, и он решил ее забрать. Просто так, даже не предложив вам варианта для отселения, даже не обратившись к вам лично! Увы, подобное сегодня возможно в современной России. Правда, роли хозяев выступают ученые Института химии силикатов Российской академии наук (ИХС РАН), в роли Иван Иваныча — Университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). События разворачиваются в Санкт-Петербурге вокруг исторического здания площадью 28 тыс. кв. м с окнами на стрелку Васильевского острова и Неву.

На часть старинного здания претендует Университет информационных технологий, механики и оптики

Для того чтобы понимать, что представляет собой Институт химии силикатов РАН, вернемся в март прошлого года, когда на заседании рабочей группы при научно-техническом совете Военно-промышленной комиссии ИХС РАН был выбран головной организацией по возрождению отечественного опыта в области технологий особо чистого кварцевого стекла и разработке новых технологий промышленного производства и координации этих работ в России для российского оборонного комплекса. Впервые после разрухи 90 х решено создать собственное производство объемных однородных стекол для телескопов, лазерных прицелов, обтекателей для ракет. «Хватит импортировать уникальные марки стекол из Германии и США, пора возвращать былую славу!» — говорили собравшиеся. К слову, в советское время наша страна была основным поставщиком особо чистого кварцевого стекла в мире! И военные, и ядерщики в Сарове, и Стеклосоюз России — все поддержали решение ВПК, но... Так уж случилось, что площади стратегически важного института очень понадобились крупному ИТМО, у которого зимой 2019 года произошло обрушение части здания и требуется переезд.

Как сообщил на своей странице в соцсети вице-президент РАН Алексей Хохлов, данный вуз уже обладает (согласно сведениям официального сайта ИТМО http://www.ifmo.ru) 14 учебными корпусами, расположенными в разных районах Санкт-Петербурга, в том числе и на Васильевском острове, для него же в Пушкинском районе строится новый кампус «ИТМО Хайпарк», который на 53% финансируется за счет федерального бюджета (21,8 млрд руб.), о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте проекта http://highpark.pro.

– Данные 14 корпусов включают также учебные корпуса. В ИТМО 13000 студентов и аспирантов и порядка 1800 человек, занимающихся научно-исследовательской работой (по данным на 2019 год), - поясняет «МК» данный факт руководитель пресс-службы ИТМО Екатерина Боглаева. - Что же касается «Хайпарка», окончание первого этапа строительства намечено только на 2024 год.

– Речь идет о лабораториях химико-биологического кластера. Перевозить лаборатории и оборудование необходимо именно в специализированные помещения, приспособленные для проведения исследований именно в этих областях, - объяснил необходимость переезда в ИХС РАН сам ректор ИТМО Владимир Васильев.

Однако академик Алексей Хохлов опровергает пригодность той части здания ИХС РАН, о которой идет речь: «Помещения, которые хочет забрать ИТМО, не приспособлены для работы в области химии <...>. Чтобы их обустроить под химические исследования, необходимо вкладывать большие средства <...>. Какой смысл университету ИТМО, который никогда не имел отношения к этому зданию, вдруг там устраивать химические лаборатории, я не понимаю, - в городе можно найти более приспособленные для этого помещения.<...> Если ИТМО планирует развивать химико-биологическое направление, им стоило провести переговоры с институтами о совместных действиях как равноправные партнеры, а не просить Москву отобрать какие-то помещения - так в академической среде не принято», - пишет он на своей странице в соцсети.

Тут на первый взгляд возникает противоречие: несмотря на вышесказанное Хохловым, а также слова сотрудников самого ИХС РАН о том, что Васильев после обрушения ни разу официально в институт не обращался, сам ректор ИТМО говорит другое:

В марте 2019 года мы обращались к руководству ИХС с вопросом о возможности размещения на находящихся в их пользовании пустующих площадях лабораторий ИТМО, оказавшихся в зоне обрушения, и, в том числе, говорили о том, что мы были бы готовы в перспективе проводить с ними совместные исследования. Однако наши дальнейшие попытки выйти на контакт и продолжить диалог на эту тему не нашли отклика у коллег.

Ну одно дело общаться устно, и совсем другое — официально, даже с министерством.

Разговоры о том, что химики должны отдать ИТМО часть здания (около 5 тыс. кв. метров) началась еще летом 2019 го. В июле в Институт химии силикатов РАН нагрянули с внеплановой проверкой из Минобра.

— Инспекторы ходили по территории со странными чертежами нашего здания ИХС РАН, на которых почему-то уже тогда стояла аббревиатура ИТМО, причем на всех его частях, — рассказывает и.о заместителя директора института Наталья Тюрнина. — Потом, в августе, было письмо от департамента корпоративного управления, что Минобр рассматривает возможность передачи части площадей в нашем здании ИТМО, а уже в декабре из министерства нам начали в устной форме давать указания «срочно, до конца недели разместить на межведомственном портале документы о передаче в безвозмездное пользование Университету ИТМО свободных площадей по улице Набережная Макарова, 2». Звонила замдиректора департамента координации деятельности научных организаций Ирина Чугуева. «Но позвольте, — отвечали мы ей, — есть установленный порядок, регламент. Мы не можем просто по устному распоряжению выносить такие решения. Потом мы же останемся виноватыми». Нам многое было непонятно: почему нет обязательного в таких случаях письменного обращения самого ректора ИТМО, технико-экономического обоснования такого решения — чем может быть выгодно размещение на наших площадях новой организации? И потом куда денутся наши ученые, у которых в планах — создание совместно с Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН лабораторного Центра взаимоувязанных прецизионных аналитических приборов для проведения всестороннего анализа вещества природного, техногенного и антропогенного происхождения? К сожалению, нам ничего этого не объяснили, из чего сотрудники нашего института сделали вывод, что наша наука их не интересует, интересно только само здание.

В итоге из министерства все-таки прислали соответствующее письмо за подписью той же г жи Чугуевой (его копия имеется в редакции).

На прошедшей под занавес года пресс-конференции Михаил Котюков обосновал решение о передаче площадей химического института вузу тем, что у института 2735,72 квадратных метра были одно время заняты сторонними арендаторами.

Это же, как аргумент использует и ректор ИТМО Владимир Васильев:

– Всего в результате обрушения нашего корпуса вышло из пользования порядка шести тысяч квадратных метров. Сейчас наша команда из 150 молодых научных сотрудников, занимающаяся исследованиями в области химии, под которые нужны помещения, работает на территории около тысячи квадратных метров – лаборатории загружены фактически в три смены, чтобы выполнять все планы и обязательства по проектам. <...>. Площади ИХС РАН, которые наш общий учредитель, Министерство науки и высшего образования, принял решение передать ИТМО, сдавались коммерческим арендаторам и уже долгое время пустуют.

В Институте химии силикатов признают, что как балансодержатели здания, в котором кроме них ютятся еще шесть научных организаций, в силу отсутствия должной финансовой поддержки от учредителя — того же Министерства науки и высшего образования — не имеющих возможности оплачивать свое содержание по договорам безвозмездного пользования, сдавали часть здания в аренду.

– Эта аренда позволяла нам содержать здание в надлежащем виде, самостоятельно нести эксплуатационные расходы, не требуя их компенсации у других научных организаций, находящихся в здании, — объясняет Тюрнина. — Ведь наш северный пакгауз старинной биржи на стрелке Васильевского острова — объект культурного наследия, который мы должны содержать согласно охранному обязательству в надлежащем виде. Когда мы были в составе РАН, нам выделялись деньги на капремонт и прочие эксплуатационные расходы. Но на протяжении последних двух лет наш новый учредитель — министерство — не выделил на эти цели ни копейки. А между тем у нас своя подстанция, теплоцентр, который отапливает все здание, включая Институт русской литературы им. Пушкина, также примыкающий к нам. Но тем не менее расстаться с арендатором, исполняя поручения учредителя и прокуратуры, пришлось. Подобная деятельность «не профиль», поясняли нам. И это несмотря на то, что в аналогичный период времени, как мы знаем от наших коллег, иным подведомственным Минобрнауки организациям заключение подобных договоров было согласовано. Оплачивать содержание здания теперь стало в разы тяжелее. Писали просьбы учредителю на субсидию по аварийному обеспечению, на мероприятия по реставрации фасада, на теплосеть — нам не отвечают. Ситуация усугубляется имеющейся у нас неофициальной информацией о том, что ИТМО хочет занять все наше здание — то есть не 5 тысяч, а все 28 тыс. кв. м и создать на его базе научный центр мирового уровня по химии, в который нас не приглашают.

«МК» отправил вопрос о будущих намерениях ректору Васильеву, но ответа, увы, не дождался.

Академические институты, попавшие в ведомство Министерства науки и высшего образования РФ, трясет уже не первый год. Их объединяют в многопрофильные научные центры, закрывают, но обычно перед очередной реорганизацией хоть предупреждают, формально, но выслушивают мнение коллектива о назревающей перемене. Теперь вот зреет слияние академического института с вузом. Ученые написали тревожные письма-обращения к министру Котюкову, президенту РАН Александру Сергееву, в профсоюз работников РАН.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру