Ученые сочли мух помощниками людей в обретении физической формы

Это выяснилось на беговой дорожке

Заменять физические упражнения... биодобавкой, которая создает эффект хорошей тренировки, возможно, смогут в будущем люди, лишенные по тем или иным причинам возможности заниматься спортом. Об удивительных экспериментах с белком сестрином сообщили на днях ученые Мичиганского университета (США).

Это выяснилось на беговой дорожке

Итак, можно ли получить преимущества хорошей тренировки, даже не двигая мышцами? Этим вопросом задались американские исследователи белка семейства сестринов, обнаружив, что именно он накапливается в мышцах после упражнений. И обнаружили, что искусственная экспрессия (синтез на клеточном уровне) белков вызывает тот же эффект, что и физические упражнения. Проверить эффект, сымитировав упражнения при помощи дополнительной выработки белка, решено было на мухах.

Первым делом группа ученых под руководством доцента кафедры молекулярной и интегративной физиологии Менджиана Кима заставили мух... заниматься на беговой дорожке. В отличие от обычной эта уникальная дорожка, разработанная специально для эксперимента, напоминает обычную пробирку. Ученые использовали при ее создании инстинкт дрозофилы подниматься вверх и покидать сосуд. Итак, при помощи тренажера-пробирки они заставляли мух бегать в течение трех недель по 4–6 часов. Когда их способности улучшились, они сравнили уровень их выносливости с «физической формой» дрозофил, у которых уровень сестрина был повышен искусственно и которые при этом вообще не занимались упражнениями на беговой дорожке. Оказалось, что уровень их физической формы оказался выше, чем у «спортсменов».

Ученые надеются, что свойство сестрина может в будущем помочь предотвращать атрофию мышц обездвиженных людей. Впрочем, до того как на рынке появятся биодобавки с сестрином, пройдет немало времени.

Комментарий доктора биологических наук Бориса ШЕНКМАНА:

— Известно, что сестрин — это регулятор молекул, контролирующих синтез белка в организме. Когда говорят, что можно отменить физическую нагрузку и использовать только сестрин, это легкое преувеличение. Белок действительно можно синтезировать, но эффект все равно будет существенно отличаться — без нагрузки ничего не получиться. И вообще в научной среде не принято сравнивать мух с человеком. У нас с ними все-таки очень разные механизмы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28169 от 15 января 2020